Вопросы:
1. Какие методы применяются для расчета внешнеторговых цен?
Экспортер определяет цену предложения одним из трех методов:
1) на базе издержек производства;
2) исходя из уровня спроса;
3) ориентируясь на уровень цен конкурентов.
Основное преимущество метода установления цен на основе издержек производства заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные затраты и включающая прибыль фирмы.
Учет издержек производства осуществляется на основе калькуляции. Формальная схема калькуляции экспортных цен мало отличается от схемы, используемой при расчете внутренних цен. Основное отличие экспортной калькуляции от внутренней заключается в дополнительных расходах по сбыту, а именно:
• комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;
• импортные таможенные расходы в стране покупателя;
• транспортные издержки;
• затраты на финансирование;
• расходы по страхованию товара;
• расходы по упаковке;
• резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;
• расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.
На практике существует два основных подхода к использованию данного метода при определении цены:
1) с использованием полных издержек производства;
2) с использованием предельных издержек производства.
Согласно методу определения цен с ориентацией на спрос, цена
товара определяется исходя только из спроса на него, т. е. из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Производственные затраты рассматриваются в этом случае как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет. Данный метод успешно используется при условии наличия на рынке взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичные товары между собой и делать для себя выводы о них. Применение данного метода при определении цен на экспортируемую продукцию вряд ли оправданно, поскольку спрос в данном случае есть лишь число заключенных контрактов. Ни у продавцов, ни у покупателей нет в этом случае возможности сравнивать между собой различные типы изделий, поскольку конкретные, четко обусловленные качественные характеристики этих изделий уже оговорены в контракте, где зафиксирована и соответствующая этому изделию цена.
|
Помимо действующих на рынке факторов спроса фирма должна также принимать во внимание и действия конкурентов.
Расчет экспортных цен по методу с ориентацией на уровень конкуренции производится следующим образом:
• из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные (сопоставимые) тем, которые мы желаем экспортировать;
• заносят в заранее приготовленную таблицу основные технико-экономические показатели того и другого товара, включая условия поставки и цены;
• с помощью поправок цену экспортируемого товара приводят к условиям реализации на выбранном рынке.
Поскольку конкурирующих товаров несколько, получают усредненную цену относительно всех упомянутых товаров. Эта дана и является базой для переговоров с покупателями.
|
2. Какие формы цены применяются для определения цены контракта, и в чем состоят их стратегические преимущества?
При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое число разных по качественным характеристикам товаров, цены на них, как правило, указываются в спецификациях, составляющих неотъемлемую часть контракта.
При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту.
Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Подвижная цена — это зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится.
Скользящая цена — это цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происходящих в период исполнения контракта. Эта цена применяется в контрактах на товары длительного цикла изготовления.
|
3. Какие факторы влияют на уровень мировых цен?
На мировом рынке на формирование цены оказывают влияние различные ценообразующие факторы, которые условно можно разделить на пять групп. К общеэкономическим факторам, действующим независимо от вида товара и условий его производства, относят: экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляцию. К конкретно экономическим факторам можно отнести: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос с учетом взаимозаменяемости товаров, потребительские свойства: качество, надежность, дизайн, престижность. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых товаров и услуг: сезонность, комплектность, эксплуатационные расходы, условия сервиса. Специальные факторы связаны с действием особых экономических механизмов: государственное регулирование, валютный курс. В современных условиях одним из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень мировых цен, является научно-технический прогресс. НТП способствует росту производительности труда и эффективности производства, что приводит к снижению себестоимости. По - прежнему, значительную роль в формировании мировых цен играет государство. Используя тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, технические стандарты) методы, а также субсидирование экспорта, демпинг, торговые "войны", государство может существенно повлиять на цены мирового рынка. В особую категорию следует выделить психологический фактор, когда в ожидании какого-либо события (войны, землетрясения, валютного кризиса) цены начинают резко расти.
4. Какие поправки используются для приведения конкурентных материалов к сопоставимому виду?
Поправка на условия продажи (оптом и в розницу). В случае приобретения товара оптом фирма-поставщик обычно предоставляет значительные скидки для импортера.
Поправка на снижение издержек производства и рост производительности труда. При увеличении объема поставки, как правило, уменьшаются издержки производства и растет производительность труда у фирмы-поставщика.
Поправка на серийность. Объективной предпосылкой применения скидок на серийность является снижение издержек производства на единицу выпускаемой продукции у поставщика при повышении объема производства.
Поправка на комплектацию. При расчете цен на комплектное оборудование, закупаемое у фирмы – генерального поставщика, можно вводить обоснованную поправку на комплектацию в зависимости от числа и происхождения фирм-субпоставщиков, объема и суммы поставок по контракту.
Поправка на срок предстоящей сделки. Внесение подобных поправок происходит в целях учета изменения цен, инфляции, изменения курса валют и т. д. в тех случаях, когда не хватает современных конкурентных материалов и привлекаются аналоги за предыдущие годы.
Поправки на условия платежа. Условия платежа играют важную роль при установлении цены на ввозимую продукцию. Цена предполагаемой импортной сделки может значительно колебаться в зависимости от различных условий платежа.
Поправка на дополнительные условия контракта – это корректировка рассчитываемой цены импортного контракта на величину добавленных или недостающих составляющих контракта, которые входят в состав цены, по сравнению с конкурентным материалом.
Поправки на уторговывание. Поправка на уторговывание – это скидка с первоначальной цены предложения, которая бывает, как правило, завышена. Она определяется субъективно исходя из практики работы с данной фирмой-поставщиком и на основе экспертных оценок и поэтому вносится в последнюю очередь.
Поправки на разницу в технико-экономических параметрах. Технико-экономические сопоставление продукции функционально однородной, но предлагаемой разными фирмами-поставщиками, сводится к сопоставлению основных характеристик товара, цена которого рассчитывается, с характеристиками товаров ведущих в этой области производителей или с характеристиками товаров-конкурентов.
5. Как осуществляется расчет внутренней цены импортного товара?
Большой сложностью отличается процесс формирования внутренних цен на импортные товары, особенно закупаемые за счет собственных валютных средств из дальнего зарубежья. Товар облагается таможенной пошлиной по ставкам таможенного тарифа, акцизным сбором (по подакцизным товарам), налогом на добавленную стоимость и таможенным сбором. Естественно, что эти платежи, осуществляемые при таможенной очистке товара, увеличивают расходы импортера и учитываются при формировании внутренней цены. К этим платежам необходимо прибавить еще дополнительные расходы импортера внутри страны при доставке товара до пункта его реализации в оптовом звене: транспортные и складские расходы, страховые платежи, возможное комиссионное вознаграждение внешнеторговой организации или расходы по банковской ссуде (с начислением НДС по всем этим видам дополнительных расходов).
При реализации импортного товара в оптовом звене, в соответствии с установленным порядком, суммы, уплаченные на таможне и относимые на дополнительные расходы импортера, на издержки обращения не относятся и при формировании оптово-отпускной цены из состава затрат импортера исключаются. В связи с этим в отчетных документах импортера появляется так называемая расчетная оптово-отпускная цена на уровне себестоимости импортной поставки товара, характеризующая возможность его безубыточной реализации в оптовом звене.
В дальнейшем эти издержки будут учитываться при определении размера налогооблагаемой прибыли в составе свободной оптово-отпускной цены. Величина последней устанавливается самим импортером путем прибавления к расчетным издержкам определенной прибыли, вытекающей из уровня сложившихся на внутреннем рынке цен на аналогичный товар под влиянием спроса и предложения и других ценообразующих факторов.
Если импортный товар поступает затем в розничную сеть, то он продается по свободной розничной цене с учетом торговой надбавки, облагаемой, в свою очередь, НДС.
Задачи:
№1
Определите:
1) отпускную цену завода – изготовителя
2) цену «франко – железнодорожный вагон»
3) цену ФАС, ФОБ, КАФ, СИФ
Исходные данные приведены на единицу изделия:
- себестоимость – 400000р
- прибыль – 25%
- перевозка к железнодорожной станции – 3000р
- стоимость погрузки в вагон – 1200р
- стоимость перевозки до порта – 4000р
- стоимость погрузочно – разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна -1500р
- стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 1000р
- морской фрахт до порта назначения – 200$ (1$ = 32р)
- страхование – 3%
Решение:
Отп.цена = 0,25*400000 + 400000 = 500000р
Цена фр – ж/д = 500000 + 3000 + 1200 + 4000 = 508200р
ФАС = 508200 + 1500 = 509700р
ФОБ = 509700 + 1000 = 510700р
КАФ = 510700 + 6400 = 517100
СИФ = 517100 + 15513 = 532613
№2
Продукция поставляется на экспорт.
Исходные данные:
- Стоимость товара – 100000р
- Доставка в порт отправления – 1000р
- Стоимость погрузоразгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 2000р
- Стоимость доставки на борт судна – 500р
- Фрахт до порта назначения – 5000р
- стоимость погрузоразгрузочных работ в стране – импортере – 2500р
- доставка на склад получателя – 500р
- страхование груза – 2000р
Определить величину ФОБ и СИФ
Решение:
ФАС = 100000 + 1000 + 2000 = 103000р
ФОБ = ФАС + 500 = 103500р
КАФ = 103500 + 5000 + 2500 + 500 = 111500р
СИФ = 111500 + 2000 = 113500р