Законодатель предоставляет собственникам право определять в трудовом договоре с руководителем организации дополнительный перечень оснований его увольнения. 7 глава




Гарантии и компенсации лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, предусмотрены ст. 326 ТК РФ. К числу указанных гарантий и компенсаций относятся:

1) единовременное пособие работнику (так называемые подъемные) в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника. В ст. 326 ТК РФ не определен круг лиц, относящихся к членам семьи работника. Представляется, что в данном случае необходимо применить Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденную Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, согласно которой компенсации выплачиваются на членов семьи работника, состоящих на его иждивении и проживающих совместно с ним на момент переезда работника (заключения трудового договора о работе в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях), а также на детей, родившихся в период действия трудового договора за пределами указанных районов и местностей;

2) оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

3) оплачиваемый отпуск специального назначения продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Необходимо иметь в виду, что единовременное пособие компенсирует работнику дополнительные затраты, связанные с переездом на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Указанное пособие не является составной частью заработной платы, поэтому при его выплате районный коэффициент применяться не должен.

В том случае, если члены семьи работника не прибыли вместе с ним к месту работы, расположенному в районах Крайнего Севера или в приравненных местностях, право на оплату стоимости их проезда и провоза багажа сохраняется у них в течение одного года со дня заключения работником трудового договора.

В случае неявки на работу или отказа приступить к ней без уважительных причин работник обязан вернуть средства, выплаченные ему в связи с переездом. Работник, который не явился на работу или отказался приступить к ней по уважительным причинам, обязан вернуть выплаченные ему средства за вычетом понесенных уже путевых расходов.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Как правило, региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают объем гарантий и компенсаций, аналогичный предусмотренному на федеральном уровне для лиц, заключивших трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 318 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником, увольняемым из организации по указанным основаниям, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Факт обращения работника в органы службы занятости в установленный срок и принятия этим органом решения о сохранении за работником среднего заработка за указанный период должен быть подтвержден соответствующим документом.

При увольнении из организации, расположенной в районах Крайнего Севера или в приравненных местностях, по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, работник имеет право в случае переезда к новому месту жительства в другую местность на оплату стоимости проезда и провоза багажа. В ст. 326 ТК РФ предусмотрены конкретные размеры компенсации расходов, связанных с переездом, работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, расположенных в северных районах, и членам их семей. Так, должна быть оплачена стоимость проезда и провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Указанные компенсации предоставляются только по основному месту работы. В случае увольнения работника в связи с виновными действиями, то есть за совершение дисциплинарного проступка, право на компенсацию указанных расходов не возникает. В ст. 192 ТК РФ предусматривается перечень оснований увольнения, относящихся к дисциплинарным взысканиям. Основания увольнения за виновные действия могут быть предусмотрены и иными федеральными законами. Например, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусмотрено, что трудовой договор со спасателем может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работникам органов местного самоуправления, муниципальных учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, работникам других работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Многие субъекты Российской Федерации установили размеры, условия и порядок компенсации указанных расходов, аналогичные предусмотренным на федеральном уровне для работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений. Вместе с тем в законах некоторых субъектов Российской Федерации предусмотрено, что при определении фактических расходов стоимости проезда и провоза багажа следует учитывать тарифы, предусмотренные для перевозок как железнодорожным транспортом, так и (в отсутствие железнодорожного транспорта) другим видом транспорта по наименьшей стоимости <1>.

--------------------------------

<1> Например, водным транспортом, как это предусмотрено в ст. 6 Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 г. N 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях".

 

В отдельных субъектах Российской Федерации предусмотрены несколько иные условия выплаты указанных компенсаций. Например, в ст. 6 Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 г. N 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях" условием компенсации расходов по переезду является работа в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях не менее пяти лет (в том числе не менее трех лет на последнем месте работы непосредственно перед прекращением трудового договора). Законом Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 г. 187-З N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" установлено, что работникам, проработавшим в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), от трех до пяти лет, компенсация расходов, связанных с выездом за пределы Республики Саха (Якутия), производится в размере 50%. В полном размере указанная компенсация выплачивается работникам, проработавшим в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), более пяти лет. Таким образом, для работников, проработавших в организациях, финансируемых из регионального бюджета, менее трех лет, выплата указанной компенсации не предусмотрена.

Учитывая, что возможности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других работодателей по установлению размеров, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, в настоящее время не ограничены федеральным законодательством и не предусмотрен их минимальный объем, установление дополнительных условий компенсации расходов по переезду следует признать вполне правомерным. Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., приведен пример, когда в суд с иском обратилась О., ссылаясь на то, что 20 марта 2008 г. она в порядке ст. 326 ТК РФ обратилась к ответчику с просьбой компенсировать предстоящие расходы на проезд и провоз багажа в связи с выездом на постоянное место жительства из района Крайнего Севера в город Магнитогорск Челябинской области, однако ей в этом было незаконно отказано со ссылкой на п. 6.2 решения Магаданской городской Думы от 30 декабря 2004 г. N 76-Д "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования "Город Магадан", работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета". Указанным пунктом предусмотрено, что работнику организации, финансируемой из местного бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа весом не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. При этом ч. 2 указанного пункта устанавливает, что гарантии, предусмотренные этим пунктом, предоставляются в случае, если работник отработал в организации, финансируемой из местного бюджета, не менее трех лет, и сохраняются в течение одного года со дня расторжения работником трудового договора в данной организации по основаниям, указанным в абзаце первом данного пункта. Стаж работы истца в МУ "Центр социальных выплат города Магадана" составлял менее трех лет. Истец полагала содержащееся в указанном пункте ограничение на оплату расходов, связанных с выездом на постоянное место жительства из города Магадана, в виде обязательного наличия трехлетнего стажа работы в организации, финансируемой из местного бюджета, нарушающим ее право на предоставление такой гарантии по сравнению с положениями, закрепленными в ТК РФ для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и кассационной инстанций, согласились с вышеуказанными доводами О.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала неверными выводы суда относительно того, что положения п. 6.2 решения Магаданской городской Думы от 30 декабря 2004 года N 76-Д противоречат ТК РФ и иным федеральным законам, поскольку из анализа ст. ст. 313 и 326 ТК РФ следует, что полномочия на определение размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, переданы органам местного самоуправления.

Формулируя возможные направления развития и совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, можно было бы предложить предусмотреть на федеральном уровне минимальные стандарты и нормативы гарантий и компенсаций, которые являлись бы ориентиром для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей при определении объема указанных гарантий и компенсаций. Это позволило бы избежать неоправданных различий в правовом положении работников, осуществляющих трудовую деятельность в одинаково неблагоприятных климатических условиях, но работающих в организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и финансируемых из разных источников.

 

§ 3. Особенности рабочего времени и времени отдыха лиц,

работающих в районах Крайнего Севера и приравненных

к ним местностях

 

Ряд особенностей правового регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, связан с рабочим временем и временем отдыха, что обусловлено стремлением законодателя компенсировать негативное воздействие неблагоприятных климатических факторов на здоровье работников.

Так, в ст. 320 ТК РФ предусмотрено, что для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.

Согласно ст. 320 ТК РФ при установлении женщине, работающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сокращенной рабочей недели заработная плата должна ей выплачиваться в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Это означает, что при повременной системе оплаты труда работнице следует полностью, то есть без учета сокращения рабочего времени, выплатить месячную тарифную ставку или должностной оклад, а также все предусмотренные по данной работе или должности доплаты, надбавки, премии, предусмотренные системой оплаты труда, иные стимулирующие выплаты, выплаты по районному коэффициенту и т.д. При сдельной системе оплаты труда работнице должны быть произведены доплаты за те часы, на которые сокращено рабочее время. При определении размера доплат следует исходить из среднего часового заработка. Размеры доплат и способы их исчисления могут быть предусмотрены в коллективном договоре или в трудовом договоре. Сдельная заработная плата может быть начислена и по повышенным сдельным расценкам, которые рассчитываются исходя из тарифных ставок и норм выработки, пересмотренных с учетом сокращения рабочего времени.

Работа женщин в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выполняемая сверх установленной для них продолжительности рабочего времени, подлежит повышенной оплате по правилам оплаты сверхурочных работ, предусмотренным ст. 152 ТК РФ, согласно которым первые два часа работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие часы - не менее чем в двойном размере. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" разъясняется, что, если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работников, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по указанным правилам, предусмотренным ст. 152 ТК РФ.

Одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, предоставлено право в соответствии со ст. 319 ТК РФ на дополнительный выходной день без сохранения заработной платы, который предоставляется ежемесячно. Правом на получение дополнительного выходного дня, предусмотренного данной статьей, может воспользоваться один из родителей, имеющий ребенка, не достигшего 16-летнего возраста. Кто из родителей использует дополнительный выходной день в каждом конкретном месяце, определяют сами родители. Если у ребенка, не достигшего возраста 16 лет, родители отсутствуют, то в силу указанной статьи дополнительным выходным днем без сохранения заработной платы может воспользоваться опекун или попечитель несовершеннолетнего, а также приемный родитель.

Условием предоставления дополнительного выходного дня является подача работником письменного заявления. Работодатель, получивший такое заявление, вправе потребовать предоставления документа, подтверждающего, что второму родителю по месту его работы в данном месяце не предоставляется дополнительный выходной день по указанному основанию.

Если все условия, предусмотренные ст. 320 ТК РФ, соблюдены, то отказ работодателя в предоставлении дополнительного выходного дня (даже если это обусловлено служебной необходимостью) является неправомерным.

Дополнительные выходные дни, предусмотренные указанной статьей и не использованные в конкретном месяце, не суммируются и не подлежат переносу на другой срок.

Предоставление дополнительного выходного дня по данному основанию может осуществляться с частичной или полной его оплатой, если такое условие предусмотрено в коллективном договоре, соглашении или в индивидуальном трудовом договоре с работником.

Задача сохранения здоровья работников в суровых условиях Крайнего Севера требует предоставления им более продолжительного отдыха для восстановления сил и работоспособности, поэтому сверх ежегодных основных отпусков, а также сверх дополнительных отпусков, предоставляемых по различным предусмотренным трудовым законодательством основаниям (за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, за работу в условиях ненормированного рабочего дня, за особый характер работы и др.), лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются дополнительные отпуска специального назначения. Продолжительность таких отпусков дифференцирована в зависимости от степени тяжести природно-климатических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, и составляет 24 календарных дня в районах Крайнего Севера и 16 календарных дней в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Кроме того, на основании ст. 14 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, должны предоставляться дополнительные отпуска продолжительностью восемь календарных дней.

Если работник в течение рабочего года, за который ему предоставляется отпуск, трудился в разных северных районах и местностях, где предусмотрена различная продолжительность дополнительного отпуска, то общая продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна определяться пропорционально проработанному в каждом из этих районов и местностей времени.

В ч. 2 ст. 321 ТК РФ предусмотрено, что общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях. На практике возник вопрос, имеют ли совместители право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитывая, что в соответствии со ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы. Анализ формулировки указанной статьи ТК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, обязан ли работодатель предоставить совместителю дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. По данной проблеме высказываются различные мнения. Одни авторы придерживаются той точки зрения, что совместители не имеют права на дополнительный оплачиваемый отпуск, связанный с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку в соответствии со ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы, а в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" ежегодный дополнительный отпуск лицам, работающим в указанных районах, устанавливается в качестве компенсации. Кроме того, при определении продолжительности отпуска совместителя должны использоваться общие правила исчисления продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков, а также правила, предусмотренные ст. 286 ТК РФ, согласно которым совместителю ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен одновременно с отпуском по основному месту работы. Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы (а для северян указанная продолжительность, как правило, будет меньше, поскольку им по основному месту работы предоставляется дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), то работодатель по просьбе работника обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Л. Гейхмана, Е.Н. Сидоренко. М., 2007 (комментарий к ст. 321).

 

Другие авторы считают, что дополнительные отпуска работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны предоставляться не только по основному месту работы, но и у того работодателя, где лицо работает по совместительству <1>. Одним из обоснований данной позиции является то, что дополнительный отпуск не может быть отнесен к числу компенсаций, исходя из толкования термина "компенсация", которое предусмотрено в ст. 164 ТК РФ. Следует признать данную позицию более правильной и справедливой, поскольку указанный вид дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется работнику с целью компенсировать неблагоприятное воздействие климатических факторов на его здоровье, а работа и по основному месту работы, и по совместительству осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Как указывается в разделе 5 Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <2>, положения ст. 287 ТК РФ не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку ст. 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях, то есть соответственно 24 и 16 календарных дней. Для работников-совместителей общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности.

--------------------------------

<1> См., например: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, Е.Б Хохлова. М., 2007 (комментарий к ст. 321); Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ф.Н. Филиной. М., 2007.

<2> Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г.

 

Поскольку работодатель обязан предоставить работнику-совместителю дополнительный оплачиваемый отпуск на общих основаниях, приказ работодателя, которым установлен запрет на предоставление работникам-совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера, противоречит ст. 321 ТК РФ, нарушает права работника-совместителя, который работает в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительству.

В ст. 322 ТК РФ регламентирован порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков. Так, право на использование работником ежегодного дополнительного отпуска, который предоставляется в связи с работой на Крайнем Севере или в приравненных местностях, возникает одновременно с правом на использование основного ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть по истечении шести месяцев работы у данного работодателя. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

В указанной статье предусмотрена возможность полного или частичного соединения ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях, если они выразили такое желание. Данное правило существенно отличается от общей нормы (ст. 124 ТК РФ), установившей, что перенесение отпуска на следующий рабочий год допускается только в исключительных случаях. Однако указание в ст. 322 ТК РФ на то, что полное или частичное соединение отпусков работающим в северных районах и местностях допускается не более чем за два года, основано на общем запрете непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, также предусмотренного ст. 124 ТК РФ.

В ст. 322 ТК РФ предусмотрено, что полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом установлена предельная общая продолжительность соединенных отпусков - шесть месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть отпуска работника, превышающая шесть месяцев, присоединяется к отпуску, предоставляемому в следующем рабочем году, то есть работник не теряет права на использование указанной части отпуска в натуре.

Общие правила о замене части отпуска денежной компенсацией, предусмотренные ст. 126 ТК РФ, распространяются и на отпуска, предоставляемые работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Во-первых, требуется письменное заявление работника о замене части отпуска денежной компенсацией. Во-вторых, при соединении ежегодных оплачиваемых отпусков денежной компенсацией может быть заменена только часть каждого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части. В-третьих, нельзя заменить денежной компенсацией часть отпуска, предоставляемого беременным женщинам и работникам моложе 18 лет. Кроме того, не допускается замена денежной компенсацией ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных ст. 117 ТК РФ, согласно которой на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную ч. 2 указанной статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами).

Необходимо иметь в виду, что данный запрет не распространяется на замену денежной компенсацией так называемых "северных" дополнительных отпусков, поскольку отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и отпуска за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях относятся к разным видам дополнительных отпусков и предоставляются по различным основаниям.

В ч. 5 ст. 322 ТК РФ установлено, что по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, в учебные заведения, расположенные в другой местности <1>. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка. Работодатель не вправе отказать в предоставлении такого отпуска даже в случае отсутствия у работника необходимого стажа для его получения. Просьба работника о предоставлении отпуска для указанной цели должна быть отражена в соответствующем заявлении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: