Задание 3.15. Повторение, обобщение и систематизация математических знаний учащихся




Примерное содержание. Теоретические основы повторения в обучении математике учащихся основной школы: проблема повторения в методической и педагогической литературе; психологические основы повторения; функции и принципы организации повторения; комплексный подход к организации повторения в курсе математики. Методические аспекты организации повторения в обучении математике: методические особенности организации повторения в обучении математике в начальной школе, в 5-6 классах, в 7-9 классах.

Теоретико-методологические основы систематизации и обобщений знаний учащихся: цели и функции систематизации в процессе обучения; принципы и типы систематизации и обобщения; средства и методы осуществления систематизации и обобщения на уроках математики. Виды обобщения: индуктивные, дедуктивные и содержательные. Решение задач как способ систематизации и обобщения знаний учащихся

Понятие обобщающего повторения. Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся. Обобщающие повторения как средство реализации внутрипредметных связей.

Литература


  1. Аракелян, О.А. Некоторые вопросы повторения математики в средней школе / О.А. Аракелян. – М.: Учпедгиз, 1979. – 243 с.

  2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание,1987. – 78 с.

  3. Борода, Л.Я. Некоторые формы систематизации знаний на уроке / Л.Я. Борода // Математика в школе. – 2005. – №4.

  4. Далингер, В.А. Методика обобщающих повторений при обучении математике: пособие для учителей и студентов / В.А. Далингер – Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. – 92 с.

  5. Зайченко, Н.В. Три этапа обобщающего повторения курса алгебры IX класса / Н.В. Зайченко // Математика в школе. – 1985. – №1. – С.30-32.

  6. Пичурин, Л.Ф. За страницами учебника алгебры / Л.Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 1990. – 224с

  7. Пустынникова, A.M. Обогащающее повторение: учеб. пособие / А.М. Пустынникова, Н.Ю. Лизура, Т.А. Сазанова. – Томск: Оптимум, 2004. – 116 с.

  8. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 1987.– 224 с.

  9. Эрдниев, П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике / П.М. Эрдниев. – М.: Учпедгиз, 1960. – 187 с.

  10. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М.: Просвещение, 1986. – 255 с.


Задание 3.16. Контроль и коррекция знаний учащихся по математике

Литература

Примерное содержание. Функции и виды контроля. Дидактические требования к организации контроля. Место контроля в системе управления процессом усвоения знаний. Дидактические требования к содержанию контроля.

Анализ проблемы достижения учащихся с точки зрения современной психологической теории. Современные подходы к измерению качества знаний.

Коррекция знаний как составная часть учебного процесса. Диагностико-коррекционный урок – одна из форм оперативного контроля и коррекции знаний учащихся на уроках математики.

Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике.

Литература


  1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки / Ш.А Амонашвили. – М.: Знание, 1980. – 376 с.

  2. Амтаниус, М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе / М Амтаниус. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 184 с.

  3. Баймуханов, Б.Б. Тематический контроль и учет знаний / Б.Б. Баймуханов // Математика в школе. – 1989. – №5.

  4. Борода, Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке / Л.Я. Борода // Математика в школе. – 1988. – №4.

  5. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Л.О. Денищева, Л.В. Кузнецова, И.А. Лурье и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

  6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. – М.: Педагогика, 1978. – 208 с.

  7. Колобова, Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся / Е. В. Колобова // Математика в школе. – 1991. – №3. – С.25-27.

  8. Оноприенко, О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе: книга для учителя / О.В. Оноприенко. – М.: Просвещение, 1988. – 124 с.

  9. Организация контроля знаний учащихся в обучении математике: сборник статей / Сост. З.Г. Борчугова, Ю.Ю. Батий. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.

  10. Скобелев, Г.Н. Контроль на уроках математики / Г.Н. Скобелев. –Минск: Народная. Асвета, 1986. – 104 с.

  11. Терехин, М.Н. Проверка, оценка и учёт знаний, умений и навыков учащихся (методические разработки для студентов по педагогике) / М.Н. Терёхин – М.: МГПИ, 1985. – 20 с.


Задание 3.17. Методическая работа с математическими ошибками школьников

Примерное содержание. Различные подходы к описанию и упорядочиванию многообразия математических ошибок. Психолого-педагогический, анализ содержания основных понятий методической работы с математическими ошибками. Типологизация математических ошибок (вы­числительные ошибки, речевые ошибки, ошибки в записях, ошибки в преоб­разованиях, ошибки в геометрических построениях и измерениях, ошибки при решении текстовых задач, логические ошибки, ошибки при решении уравнений и неравенств и др.).

Практические аспекты методической работы с математическими ошиб­ками школьников. Причины типичных ошибок учащихся и особенности формирования рефлексивной деятельности по их предупреждению в процессе обучения математике. Система методической работы с математическими ошиб­ками школьников (ошибковедение, мониторинг ошибок, устранение ошибок, предупреждение ошибок). Предупреждение типичных ошибок учащихся посредством организации самоконтроля как средства формирования рефлексивной деятельности. Приемы организации работы над ошибками в процессе обучения математике.

Литература


  1. Азаров, А.И. Математика за курс базовой школы: обучение: экзамен: тестирование / А.И. Азаров, В.И. Савченко. – Минск: Аверсэв, 2006. – 480 с.

  2. Азаров, А.И. Математика: задачи-«ловушки» на централизованном тестировании и экзамене / А.И. Азаров, С.А. Барвенов, В.С. Романчик. – Минск: Аверсэв, 2005. – 176 с.

  3. Ариев, Н.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок / Н.К. Ариев // Математика в школе. – 2000. – № 36. – С.19.

  4. Брадис, В.М. Ошибки в математических рассуждениях / В.М. Брадис, В.Л. Минковский, А.К. Харчева. – М.: Просвещение, 1967. – 191 с.

  5. Дубнов, Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах / Я.С. Дубнов. – М.: Наука, 1969. – 64 с.

  6. Зайкин, М.И. Провоцирующие задачи / М.И.Зайкин, В.А.Колосова // Математика в школе, 1997. – № 6. – С. 32-36.

  7. Зеленский, А.С. Улучшение математической подготовки учащихся с помощью специально сконструированных ошибочных решений, определений и теорем / А.С. Зеленский // Образовательные технологии. – 2006. – № 3. – С. 29-32.

  8. Лукьянова, Е.В. Логические ошибки в доказательствах геометрических предложений, связанные с чертежом / Е.В. Лукьянова // Новые технологии в образовании. – 2006. – №3. – С.33-35.

  9. Ярский, А.С. Что делать с ошибками? / А.С. Ярский // Математика в школе. – 1998. – №2. – С.8-14.


Задание 3.18. Реализация межпредметных связей в процессе школьного обучения математике

Примерное содержание. Межпредметные связи как актуальная педагогическая проблема. Классификации межпредметных связей. Меж­предметные задачи как средство реализации межпредметных связей и опти­мизации учебного процесса. Методика реализации межпредметных связей в процессе школьного обучения математике. Использование.на уроках матема­тики задач с физическим содержанием. Вопросы межпредметных связей кур­са математики и трудового обучения. Картографические сведения на уроках математики. Взаимосвязь геометрии и черчения. Задачи с экологическим сюжетом. Экономическое воспитание на уроках математики.

Литература


  1. Боярчук, В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Ф. Боярчук. – Вологда, 1988. – 74 с.

  2. Елагина, В. Учитель в пространстве МПС: реализация межпредметных связей (МПС) / В. Елагина // Высшее образование в России, 2003. – № 2. – С. 91-93.

  3. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д.Зверева, В.Н. Максимов. – М.: Педагогика, 1981. – 159 с.

  4. Кулагин, П.Г. О межпредметных связях в обучении / П.Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

  5. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1988 – 192 с.

  6. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В.М. Максимова. – М.: Просвещение, 1984. – 143 с.

  7. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Сб. статей / Ред. Н.В.Федорова. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.

  8. Резник, Н.И. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей: Методологические и методические аспекты / Н.И. Резник. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. – 206 с.

  9. Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Е.Ю. Сухаревская. – Ростов н/Д: Учитель, 2003. – 128 с.

  10. Федорец, Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт) / Г.Ф. Федорец. – Л.,1989. – 96 с.

  11. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. / Г.Ф. Федорец – Л.: ЛГПИ,1983. – 83 с.

  12. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью – в основу обучения / Г.Ф. Федорец // Народное образование. – 1999. – № 5. – С.23-27.

  13. Фёдорец, Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития) / Г.Ф. Федорец. – Л.: ЛГПИ, 1990. – 84 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: