Примерное содержание. Психолого-педагогические основы игр в обучении математике. Дидактические игры на различных ступенях обучения. Классификация дидактических игр; многообразие их применения. Роль и место дидактических игр в процессе обучения математике. Основные структурные компоненты дидактических игр. Имитационные дидактические игры и их полифункциональная роль в процессе обучения математике. Дидактические игры как одна из форм контроля за изучением школьниками математики. Роль и место учителя в дидактических играх. Условия, при которых игровые формы эффективны.
ИИСС1 «Дидактические игры на уроке математики» – одно из основных средств решения учебных задач на индуктивное введение новых понятий и способов действия, развитие основных общих и предметных навыков, контроль (включая самопроверку) за результатами учебной деятельности.
Литература.
Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики / И.К. Данилов // Математика в школе. – 2005.– №1.– 98с.
Зубрилин, А.А. Методология игровой деятельности в обучении (на примере школьной математики) / А.А. Зубрилин // Педагогика. – 2008. – №8. – С.43-49.
Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения. Учеб. пособие для учителей / Кавтарадзе Д.Н. – М.: Психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 192с.
Карпушина, Н.М. Считать скучно, а играть интересно / Н.М. Карпушина // Математика в школе. – 2006. – №9. – С.30-33.
Минский, Б.М. От игры – к знаниям / Б.М. Минский. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Н.Б. Павлович. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
Спиваковская, Т.В. Игра – это серьезно / Т.В. Спиваковская. – М.: Педагогика, 2001. – 123с.
Чилингирова, Л. Играя, учимся математике / Л. Чилингирова, Б. Спиридонова. – М.: Просвещение, 1993. – 191с.
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240с.
|
Задание 3.27. Практические и лабораторные работы на уроках математики
Примерное содержание. Разные подходы к определению понятий практических и лабораторных работ. Методические требования к их содержанию и объему. Организация и проведение таких работ. Значение практических и лабораторных работ при обучении геометрии. Графические работы. Работы с моделями геометрических фигур. Изготовление этих моделей. Измерения на местности.
Роль лабораторных работ при формировании основных математических понятий в курсе алгебры и математического анализа. Лабораторные работы при составлении и решении текстовых задач, при изучении тем: «Элементы дифференциального и интегрального исчисления» и «Координатный метод».
Формирование у учащихся навыков и умений использования межпредметных связей при выполнении измерений, построении, расчетов по готовым чертежам. Дифференцированное проведение практических и лабораторных работ.
Литература.
Зайниев, Р.М. Задачи и упражнения по математике с практическим содержанием / Р.М. Зайниев. – Набережные Челны, 2008. – 80 с.
Захарова, О.А. Практические задачи по математике. 5-6-й классы: Учебное пособие / О.А. Захарова. – М.: Академкнига/Учебник, 2007. – 112 с.
Карп, А.П. Даю уроки математики...: кн. для учителя / А.П. Карп. – М.: Просвещение, 1992. –192 с.
Окунев, А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся: кн. для учителя / А.А. Окунев. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
Орехов, Ф.А. Графические лабораторные работы по стереометрии / Ф.А. Орехов. – М.: Просвещение, 1967. – 78 с.
Улин, Б. Цели и методы обучения математике. Опыт вальдорфской школы / Б. Улин. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007. – 336 с.
Чуканцов, С.М. Лабораторные работы по математике / С.М. Чуканцов. – М., Учпедгиз, 1961. – 104 с.
Шапиро, И. М. Использование задач с практическим содержанием в обучении математике / И.М. Шапиро. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
Юртаева, Т.Г. Лабораторно-графические работы по алгебре и началам анализа в средней школе / Т.Г. Юртаева. – М.: Просвещение, 1978. – 80 с.
Задание 3.28. Самостоятельная работа учащихся на занятиях по математике
|
Примерное содержание. Психолого-педагогическая характеристика самостоятельной работы учащихся. Типы самостоятельных работ. Организация самостоятельной работы учащихся; ее характеристика; образцы таких работ; разные способы их классификации. Организация самостоятельной работы учащихся с учебниками и учебными пособиями; работа с компьютером. Самостоятельные работы обучающего, тренировочного и контролирующего характера. Учет дифференциации и индивидуализации обучения школьников при организации самостоятельных работ. Организация самостоятельных работ в классах разной ориентации.
Литература.
Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984. – 64с.
Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / А.К. Громцева. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М.: Учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961 – 240 с
Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.
Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника. Диагностика и развитие / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – АРКТИ, 2008. – 80 с.
Леонтьева, М.Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры: пособие для учителей / М.Р. Леонтьева. – М.: Просвещение, 1978. – 64 с.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.– 238 с.
Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы) / Сост. С.И. Демидова, А.О. Денищева. – М.: Просвещение, 1985. – 245 с.
Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике. Кнмга для учителя: Из опыта работы / Сост. Ю.Д. Кабалевский. – М: Просвещение, 1988. – 128 с.
Семушкин, А.Д. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики / А.Д. Семушкин, О.С. Кретинин. – М.: Просвещение, 1978. – 63 с.
Чиканцева, Н.И. Самостоятельная работа учащихся средней школы в процессе обучения математике. Учеб. пособие / Н.И. Чиканцева. – М. МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. – 65с.
Задание 3.29. Домашняя работа в системе школьного математического образования
|
Примерное содержание. О проблеме домашнего задания. Домашние задания – необходимая часть процесса усвоения учебного материала; мотивация домашнего задания, его виды. Объем домашнего задания; контроль за его выполнением; организационные вопросы задания на дом. Индивидуальный подход к учащимся с различной успеваемостью и различными способностями. Домашние индивидуальные задания и контрольные работы.
Разные формы домашних заданий по математике, связанных с усвоением математических понятий, преследующие различные дидактические цели. Упражнения: (а) связанные с коррекцией формулировок определений понятий; (б) на распознание понятий; (в) связанные с использованием данных понятий при решении задач; (г) касающиеся расширения данного понятия.
Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащийся. Творческие домашние работы.
Литература
Водейко, Р.И. Домашнее задание старшеклассника: советы специалиста / Р.И. Водейко. – Минск: Изд-во БГУ, 1974. – 40 с.
Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А.К. Громцева. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с..
Древелов, Х. Домашние задания: Книга для учителя / Х. Древелов. – М.: Просвещение, 1989. – 80 с.
Плигин, А.А: Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин.– М.: Профит Стайл, 2007. – 528 с.
Поспелов, Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий / Н.Н. Поспелов. – М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
Рабунский, Е.С. Индивидуализация домашних заданий – необходимое условие успешного обучения / Е.С. Рабунский. – Калининград, 1962.
Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы) / Сост. С.И. Демидова, А.О. Денищева. – М.: Просвещение, 1985. – 245 с.
^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ