Сравнительный анализ по итогам диагностики психологической готовности детей к школе




В исследовании приняло участие 40 детей - старшей и подготовительной групп Малосердобинского детского сада:

1 группа – шестилетние дети (6- 6,5 лет)

2 группа - семилетние дети (6,5 – 7 лет). Все дети, принявшие участие в исследовании здоровые, детей с отклонениями нет.

На первом этапе был предложен тест Керна-Йирасека, на втором - методика «Графический диктант», на третьем - методика «Образец и правило». Полученные результаты представлены в таблицах и гистограммах в приложении.

Анализируя результаты исследования детей 6 лет по методике Керна–Йирасека, было выявлено, что шестилетние дети справились с заданиями, но у них очень много ошибок, связанных с умением слушать взрослого и точно выполнять указания. Удерживать внимание им труднее, они часто отвлекаются. В задании «Рисование мужской фигуры» многие дети рисовали фигуру без отдельных деталей: носа, пальцев, волос, шеи. Это говорит о том, что память не произвольна. Ребёнок не ставит себе цель что-то вспомнить (как выглядит мужчина). Плохо развита тонкая моторика руки и координация зрения движения руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Чаще размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывались (в задании «Копирование слов»). Буквы неразборчивы. В задании «Срисовывание точек» у большинства детей контур рисунка не соответствует образцу, число точек не учитывалось (Приложение А- таблица 4)

Рассматривая результаты по методике «Графический диктант» видно, что дети сделали много ошибок и в диктанте и в самостоятельной работе. У многих детей воспроизведение узора сходно лишь в отдельных элементах (Приложение А - таблица 5).

Исходя из результатов исследования в группе шестилетних детей, можно сделать вывод, что уровень готовности ниже, чем в группе семилетних. За диктант получили два ребёнка в первом задании, за самостоятельную работу высоких нет. Детей со средним уровнем готовности нет. Уровень готовности ниже среднего имеют пять человек.

Результаты методики «Образец и правило» показывают, что дети справились с заданием, но результаты низкие. Дети плохо руководствуются условиями задачи (Приложение А - таблица 6).

На следующем этапе было проведено исследование семилетних детей. Анализируя результаты исследования семилетних детей по методике Керна-Йирасека было выявлено, что многие дети выполнили все требования. Некоторые дети нарисовали более примитивно, когда рисуется туловище, а к нему «прикрепили» ноги и руки. Большинство детей декорировали свой рисунок (рисовали галстук, воротник, пуговицы и т. д.) и чаще рисунок был крупных размеров, что говорит о хорошей самооценке (Приложение Б - таблица 7).

В задании «Рисование мужской фигуры» десять человек получили высокий балл. Во втором задании «Копирование слов десять человек получили высокий балл. В третьем задании 11 детей получили высокий балл. По два балла получили в первом задании 6 человек, во втором задании – 9 человек, в третьем – 8 человек. Семилетних детей не готовых к школьному обучению по методике Керна-Йерасека нет.

Анализируя результаты семилетних детей по методике «Графический диктант» можно сказать, что успешность выполнения диктанта и самостоятельной работы более высокая. Дети более усидчивы, внимательны, дольше удерживают в памяти указания взрослого. У них более развито умение сознательно подчинять свои действия правилам. Семилетние дети правильнее воспроизводили на листе бумаги заданное направление линий (Приложение Б - таблица 8).

По результатам исследования среди семилетних детей по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант» можно сказать, что детей, получивших низкий балл нет, значит, все дети готовы к школьному обучению. Среди них детей с высоким уровнем развития – 10 человек, детей, имеющих уровень выше среднего – 8 человек, детей со средним уровнем развития – 2 человека, детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем нет.

При исследовании умения руководствоваться системой условий задачи с помощью методики «Образец и правило» надо отметить более высокий результат выполнения заданий (Приложение Б - таблица 9).

Это говорит о том, что у семилетних детей развивается произвольное внимание. Они дольше и старательнее решали задачи. Большинство детей не отвлекались на посторонние моменты.

По итогам исследования шестилетних и семилетних детей можно провести сравнительный анализ психологической готовности к обучению в школе.

При исследовании зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки (Тест школьной зрелости Керна-Йерасека) были получены результаты, свидетельствующие о том, что в группе шестилетних детей высокий уровень готовности имеют 5 человек, что составляет 25%, а средний уровень готовности имеют 12 человек, что составляет 60%, у двоих детей низкий уровень готовности, это 10%, и у одного ребёнка уровень готовности ниже нормы, что составляет 5 %. В группе семилетних детей высокий уровень готовности составляет 85%, а средний – 15%. Это свидетельствует о более высоком уровне развития семилетних детей по сравнению с шестилетними (Приложение В - таблицы 10, 11; Приложение Г- гистограммы 1, 2).

Это значит, что по данному параметру они могут рассматриваться как одна возрастная группа. Это объясняется тем, что у шестилетних детей восприятие не настолько осмысленное, целенаправленное и анализирующее как у семилетних. У шестилетних преобладает наглядно–образное мышление. У семилетних детей наглядно-образное мышление также имеет большое значение, но непосредственно воспринимаемое уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы, нет сильной зависимости от наглядной ситуации.

При исследовании сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (методика «Графический диктант») были получены следующие результаты (Приложение Д – таблицы 12,13; Приложение Е – гистограммы 3,4).В группе шестилетних детей с высоким уровнем готовности детей нет, 4 (20% чел.) имеют уровень готовности выше среднего, 11 человек (55%) имеют средний уровень готовности и 5 человек (25%) имеют уровень готовности ниже среднего. В группе семилеток высокий уровень готовности показали 10 человек (50%), уровень выше среднего имеют 8 детей (40%), средний уровень у двоих детей (10%). Детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем нет.

Сформированность умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого у семилетних детей выше, чем у шестилетних.

Значит по параметрам развития, исследуемым методикой «Графический диктант», шестилетние и семилетние дети не могут рассматриваться как одна возрастная группа.

При исследовании умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов (Методика «Образец и правило»), получены следующие результаты (Приложение Ж – таблицы 14,15; Приложение З – гистограммы 5,6).

Дети семилетнего возраста успешнее справились с заданием, чем шестилетние. 16 человек (80%) семилетних детей имеют высокий уровень готовности, когда в группе шестилетних только четыре человека (20%) с высоким уровнем готовности. Среди шестилетних есть дети, которые имеют низкий уровень развития – 3 человека (15%).

Шестилетние дети старались выполнить задания, но чаще пренебрегали правилами.

Таким образом, было выявлено, что у семилетних детей уровень ориентировки на сложную систему требований выше, чем у шестилетних.

Более низкий уровень выполнения заданий шестилетними детьми объясняется тем, что недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значимой форме определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. Шестилетние дети делали больше ошибок в заданиях, требующих произвольности внимания, менее успешно справились с заданием на развитие мелкой моторики. У них больше ошибок, связанных с умением слушать взрослого и с умением следовать правилу. Это свидетельствует о недостаточно развитом произвольном поведении и произвольности психических процессов.

Сравнительный анализ по результатам исследования позволил сделать вывод о том, что конкретные умения учебной деятельности успешнее сформированы у семилетних детей. Семилетние дети психологически более подготовлены к школьному обучению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: