Для определения достоверности полученных в исследовании результатов был применён метод математической статистики и интерпретации данных. Был выбран расчёт по критерию φ – угловому преобразованию Фишера. Критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта.Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых заинтересован интересующий эффект.
Ограничения критерия φ:
ü Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. Формально нет препятствий для применения критерия φ в этих случаях, однако, результат может оказаться неоправданно завышенным;
ü Верхний предел в критерии φ отсутствует. Выборки могут быть сколько угодно большими;
ü Нижний предел – два наблюдения в одной из выборок.
Для установления достоверности полученных данных по методике Керна-Йирасека был применён критерий φ – угловое преобразование Фишера. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1- Результаты применения φ-критерия к данным теста
Керна – Йирасека
Группы уровни | Шестилетние дети | Семилетние дети | Значение φ |
Высокий уровень | 25 % | 85 % | 4, 107 |
Средний уровень | 60 % | 15 % | 3, 089 |
Низкий уровень | 10 % | 0 % | - |
Ниже нормы | 5 % | 0 % | - |
Из таблицы 1 следует, что выявленное в группе шестилетних и семилетних детей различия, являются достоверными и статистически значимыми, при р ≤ 0,01.
Для установления достоверности полученных данных по методике «Графический диктант» был применён критерий φ – угловое преобразование Фишера. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2- Результаты применения φ - критерия к данным теста
|
«Графический диктант»
Группы уровни | Шестилетние дети | Семилетние дети | Значение φ |
Высокий уровень | 0 % | 50 % | - |
Выше среднего | 20 % | 40 % | 1,798 |
Средний уровень | 55 % | 10 % | 3,247 |
Ниже среднего | 25 % | 0 % | - |
Низкий уровень | 0 % | 0 % | - |
Из таблицы 2 следует, что выявленное в группах шестилетних и семилетних детей различия являются достоверными и статистически значимыми, при р ≤ 0,05.
Для установления достоверности полученных данных по методике «Образец и правило» был применён критерий φ – углового преобразования Фишера. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3- Результаты применения φ-критерия к данным теста
«Образец и правило»
Группы уровни | Шестилетние дети | Семилетние дети | Значение φ |
Высокий уровень | 20 % | 80 % | 4,069 |
Выше среднего | 0 % | 10 % | - |
Средний уровень | 60 % | 10 % | 3,541 |
Ниже среднего | 5 % | 0 % | - |
Низкий уровень | 15 % | 0 % | - |
Из таблицы 3 следует, что выявленное в группах шестилетних и семилетних детей различия, являются достоверными и статистически значимыми, при р ≤ 0,01.
Таким образом, применение математического критерия φ – углового преобразования Фишера к результатам настоящего исследования позволило доказать статистическую значимость и достоверность полученных данных с вероятностью р ≤ 0,01. Это говорит о том, что гипотеза исследования подтвердилась на однопроцентном уровне значимости.
Заключение
Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребёнка к школе» входят три составляющие – готовность физиологическая, психологическая, социальная или личностная. Все они тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности. К тому же «готовность к школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического и психического развития ребёнка. Это не разные виды, а разные проявления готовности в различных формах активности.
|
Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение действовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствует о его физиологической, социальной или психологической готовности.
Тема готовности ребёнка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Характерно, что большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами готовности к школьному обучению, поэтому в настоящее время появляются всё новые и новые их модификации.
В разных школах существуют свои способы и методы организации приёма детей. Сегодня практически во всех школах определяется уровень психологической готовности детей к школьному обучению. При этом каждый психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению.
|
Поэтому при проведении диагностики психологической готовности ребёнка к школе важно правильно определить возраст начала школьного обучения. Все дети развиваются по-разному: один ребёнок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. Решая вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья; физическое развитие; развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника; доминирующие мотивы поведения и деятельности; развитие психомоторных и умственных способностей и так далее. То есть физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме. Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации дифференцированного подхода будет зависеть: от уровня готовности учащихся; от специфики развития познавательных процессов и речевого развития первоклассников; от эффективности использования основных воспитательных и развивающих возможностей учебных программ; от рационального сочетания ведущего вида деятельности (учебной) с другими видами деятельности, при оптимальном сочетании форм, методов и средств обучения; от знания форм и методов дифференцированного подхода при обучении младших школьников.
В исследовании приняло участие 40 детей - старшей и подготовительной групп:1 группа – шестилетние дети (6- 6,5 лет), 2 группа - семилетние дети (6,5 – 7 лет). Все дети, принявшие участие в исследовании здоровые, детей с отклонениями нет. На первом этапе был предложен тест Керна-Йирасека, на втором - методика «Графический диктант», на третьем - методика «Образец и правило».
По итогам исследования шестилетних и семилетних детей было выявлено:
1. При исследовании зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки (Тест школьной зрелости Керна-Йирасека) были получены результаты, свидетельствующие о том, что в группе шестилетних детей высокий уровень готовности составляет 25%, а средний уровень - 60%, низкий уровень- 10%, уровень готовности ниже нормы- 5 %. В группе семилетних детей высокий уровень готовности - 85%, а средний – 15%.
2. При исследовании сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (Методика «Графический диктант») были получены следующие результаты. В группе шестилетних детей с высоким уровнем готовности детей нет, 20% имеют уровень готовности выше среднего, 55%- средний уровень готовности, 25% - ниже среднего. В группе семилеток высокий уровень готовности показали 50%, уровень выше среднего-40%, средний уровень -10%. Детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем нет.
3. При исследовании умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов (Методика «Образец и правило»), получены следующие результаты. Дети семилетнего возраста успешнее справились с заданием, чем шестилетние. 80% семилетних детей имеют высокий уровень готовности, когда в группе шестилетних только 20% с высоким уровнем готовности. Среди шестилетних есть дети, которые имеют низкий уровень развития- 15%.
Сравнительный анализ по результатам исследования позволил сделать вывод о том, что конкретные умения учебной деятельности успешнее сформированы у семилетних детей. Семилетние дети психологически более подготовлены к школьному обучению.
Для определения достоверности полученных в исследовании результатов был применён метод математической статистики и интерпретации данных. Был выбран расчёт по критерию φ – угловому преобразованию Фишера. Критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых заинтересован интересующий эффект. Применение математического критерия φ – углового преобразования Фишера к результатам настоящего исследования позволило доказать статистическую значимость и достоверность полученных данных с вероятностью р ≤ 0,01. Это говорит о том, что гипотеза исследования подтвердилась на однопроцентном уровне значимости.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная диагностическая программа для определения психологической готовности детей к обучению в школе и полученные по результатам диагностики данные могут быть использованы в практической деятельности психологов детских дошкольных учреждений, школьными психологами, специалистами в области возрастной психологии и педагогики.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Содержание |
1. | Абстрактно – логическое мышление | вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. |
2. | Ведущая деятельность | вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. |
3. | Гипотеза исследования | вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования. |
4. | Готовность к школьному обучению | совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. |
5. | Диагностика | система методов и процедур, включающая непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы. |
6. | Кризис | процесс острого проявления социальных противоречий. |
7. | Личность | человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. |
8. | Мотив | внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении и самореализации. |
9. | Наглядно- образное мышление | вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. |
10. | Объект исследования | носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания. |
11. | Развитие | непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового. |
12. | Словесно- логическое мышление | вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций. |
13. | Социальная позиция | функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. |
14. | Самооценка | оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. |
15. | Самосознание | полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе. |