Анализ и интерпретация результатов исследования с использованием математико-статистического анализа




 

Для определения достоверности полученных в исследовании результатов был применён метод математической статистики и интерпретации данных. Был выбран расчёт по критерию φ – угловому преобразованию Фишера. Критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта.Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых заинтересован интересующий эффект.

Ограничения критерия φ:

ü Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. Формально нет препятствий для применения критерия φ в этих случаях, однако, результат может оказаться неоправданно завышенным;

ü Верхний предел в критерии φ отсутствует. Выборки могут быть сколько угодно большими;

ü Нижний предел – два наблюдения в одной из выборок.

Для установления достоверности полученных данных по методике Керна-Йирасека был применён критерий φ – угловое преобразование Фишера. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1- Результаты применения φ-критерия к данным теста

Керна – Йирасека

Группы уровни Шестилетние дети Семилетние дети Значение φ
Высокий уровень 25 % 85 % 4, 107
Средний уровень 60 % 15 % 3, 089
Низкий уровень 10 % 0 % -
Ниже нормы 5 % 0 % -

Из таблицы 1 следует, что выявленное в группе шестилетних и семилетних детей различия, являются достоверными и статистически значимыми, при р ≤ 0,01.

Для установления достоверности полученных данных по методике «Графический диктант» был применён критерий φ – угловое преобразование Фишера. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2- Результаты применения φ - критерия к данным теста

«Графический диктант»

Группы уровни Шестилетние дети Семилетние дети Значение φ
       
Высокий уровень 0 % 50 % -
       
Выше среднего 20 % 40 % 1,798
Средний уровень 55 % 10 % 3,247
Ниже среднего 25 % 0 % -
Низкий уровень 0 % 0 % -

Из таблицы 2 следует, что выявленное в группах шестилетних и семилетних детей различия являются достоверными и статистически значимыми, при р ≤ 0,05.

Для установления достоверности полученных данных по методике «Образец и правило» был применён критерий φ – углового преобразования Фишера. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3- Результаты применения φ-критерия к данным теста

«Образец и правило»

Группы уровни Шестилетние дети Семилетние дети Значение φ
Высокий уровень 20 % 80 % 4,069
Выше среднего 0 % 10 % -
Средний уровень 60 % 10 % 3,541
Ниже среднего 5 % 0 % -
Низкий уровень 15 % 0 % -

Из таблицы 3 следует, что выявленное в группах шестилетних и семилетних детей различия, являются достоверными и статистически значимыми, при р ≤ 0,01.

Таким образом, применение математического критерия φ – углового преобразования Фишера к результатам настоящего исследования позволило доказать статистическую значимость и достоверность полученных данных с вероятностью р ≤ 0,01. Это говорит о том, что гипотеза исследования подтвердилась на однопроцентном уровне значимости.

 


Заключение

Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребёнка к школе» входят три составляющие – готовность физиологическая, психологическая, социальная или личностная. Все они тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности. К тому же «готовность к школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического и психического развития ребёнка. Это не разные виды, а разные проявления готовности в различных формах активности.

Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение действовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствует о его физиологической, социальной или психологической готовности.

Тема готовности ребёнка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Характерно, что большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами готовности к школьному обучению, поэтому в настоящее время появляются всё новые и новые их модификации.

В разных школах существуют свои способы и методы организации приёма детей. Сегодня практически во всех школах определяется уровень психологической готовности детей к школьному обучению. При этом каждый психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению.

Поэтому при проведении диагностики психологической готовности ребёнка к школе важно правильно определить возраст начала школьного обучения. Все дети развиваются по-разному: один ребёнок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. Решая вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья; физическое развитие; развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника; доминирующие мотивы поведения и деятельности; развитие психомоторных и умственных способностей и так далее. То есть физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме. Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации дифференцированного подхода будет зависеть: от уровня готовности учащихся; от специфики развития познавательных процессов и речевого развития первоклассников; от эффективности использования основных воспитательных и развивающих возможностей учебных программ; от рационального сочетания ведущего вида деятельности (учебной) с другими видами деятельности, при оптимальном сочетании форм, методов и средств обучения; от знания форм и методов дифференцированного подхода при обучении младших школьников.

В исследовании приняло участие 40 детей - старшей и подготовительной групп:1 группа – шестилетние дети (6- 6,5 лет), 2 группа - семилетние дети (6,5 – 7 лет). Все дети, принявшие участие в исследовании здоровые, детей с отклонениями нет. На первом этапе был предложен тест Керна-Йирасека, на втором - методика «Графический диктант», на третьем - методика «Образец и правило».

По итогам исследования шестилетних и семилетних детей было выявлено:

1. При исследовании зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки (Тест школьной зрелости Керна-Йирасека) были получены результаты, свидетельствующие о том, что в группе шестилетних детей высокий уровень готовности составляет 25%, а средний уровень - 60%, низкий уровень- 10%, уровень готовности ниже нормы- 5 %. В группе семилетних детей высокий уровень готовности - 85%, а средний – 15%.

2. При исследовании сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (Методика «Графический диктант») были получены следующие результаты. В группе шестилетних детей с высоким уровнем готовности детей нет, 20% имеют уровень готовности выше среднего, 55%- средний уровень готовности, 25% - ниже среднего. В группе семилеток высокий уровень готовности показали 50%, уровень выше среднего-40%, средний уровень -10%. Детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем нет.

3. При исследовании умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов (Методика «Образец и правило»), получены следующие результаты. Дети семилетнего возраста успешнее справились с заданием, чем шестилетние. 80% семилетних детей имеют высокий уровень готовности, когда в группе шестилетних только 20% с высоким уровнем готовности. Среди шестилетних есть дети, которые имеют низкий уровень развития- 15%.

Сравнительный анализ по результатам исследования позволил сделать вывод о том, что конкретные умения учебной деятельности успешнее сформированы у семилетних детей. Семилетние дети психологически более подготовлены к школьному обучению.

Для определения достоверности полученных в исследовании результатов был применён метод математической статистики и интерпретации данных. Был выбран расчёт по критерию φ – угловому преобразованию Фишера. Критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых заинтересован интересующий эффект. Применение математического критерия φ – углового преобразования Фишера к результатам настоящего исследования позволило доказать статистическую значимость и достоверность полученных данных с вероятностью р ≤ 0,01. Это говорит о том, что гипотеза исследования подтвердилась на однопроцентном уровне значимости.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная диагностическая программа для определения психологической готовности детей к обучению в школе и полученные по результатам диагностики данные могут быть использованы в практической деятельности психологов детских дошкольных учреждений, школьными психологами, специалистами в области возрастной психологии и педагогики.

 

 

Глоссарий

№ п/п Понятие   Содержание
     
1. Абстрактно – логическое мышление вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
2. Ведущая деятельность вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.
3. Гипотеза исследования вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования.  
4. Готовность к школьному обучению совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
5. Диагностика система методов и процедур, включающая непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы.
6. Кризис процесс острого проявления социальных противоречий.
     
7. Личность человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
8. Мотив внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении и самореализации.
9. Наглядно- образное мышление вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
10. Объект исследования носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания.
11. Развитие непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового.
12. Словесно- логическое мышление вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций.
13. Социальная позиция функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям.
14. Самооценка оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.
15. Самосознание полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: