Теоретический анализ проблемы диагностики психологической




СовременнАЯ гуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

 

Направление подготовки ДОПУСК К ЗАЩИТЕ:

Психология Приказ СГА № 100

от «27 » 10 200 8 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Вид ВКР (нужное вписать) __________________ Дипломная работа _____________________

бакалаврская работа, дипломная работа (проект), магистерская диссертация

 

Тема: Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный _

 

анализ___________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

Студент (ка): _____________________________________ / _______________ /

Ф. И. О. подпись

 

№ контракта ____________________Группа __ _____________ __

 

 

Научный руководитель: _______________________________ / ______________ /

Ф. И. О. подпись

 

Дата представления работы «____ _______________ 200 9 г.

 

 

Москва 200 9 г.

Форма 11-д

 

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

З А Д А Н И Е

На выполнение выпускной квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) выполнена в форме:

       
   


Бакалаврской работы Магистерской диссертации

 

Дипломной работы Дипломного проекта

 

Студент(ка) __ ____________________________________________

фамилия, имя, отчество

 

форма обучения _заочная, № контракта ______________, групп _____________,

очная/заочная/очно-заочная

 

направление подготовки / специальность ___ психология _____

нужное подчеркнуть наименование

1 Тема Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ) ________________________________________________________________

2 Дата выдачи темы «___ » ________200г.

3 Календарный график выполнения ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 Содержание пояснительной записки В пояснительной записке прописаны актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы и методики исследования, теоретико-методологическая и эмпирическая база, практическая значимость работы, дан сравнительный анализ психологической готовности ребёнка к школе с использованием математико-статистического анализа.

5 Срок представления студентом(кой) законченной ВКР «____ » _________ 200 __ г.

 

Научный руководитель _______________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы

_____________________________________________________________________________________

 

Научный руководитель ___________

(подпись)

Студент (ка) _______________

(подпись)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

1. Теоретический анализ проблемы диагностики психологической

готовности ребёнка к обучению в школе…………………….....................................9

1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии………………..…………….……………..9

1.2 Психологическая характеристика состояния готовности

ребёнка к обучению в школе…………………………………………………………..22

1.3 Обзор методик диагностики психологической готовности

ребёнка к обучению в школе………………………………………………...................36

2. Диагностика психологической готовности ребёнка к обучению в школе………42

2.1 Методология и схема проведения исследования………………………………....42

2.2 Сравнительный анализ по итогам диагностики психологической готовности

детей к школе…………………………………………………………………………….53

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования с использованием

математико–статистического анализа…………………………………….....................57

Заключение……………………………………………………………………………….60

Глоссарий………………………………………………………………………….…......64

Список использованных источников………………………………………………......66

Приложение А «Результаты исследования шестилетних детей»……………….…...69

Приложение Б «Результаты исследования семилетних детей»………………….......72

Приложение В «Результаты исследования по методике Керна - Йирасека»….…...75

Приложение Г «Гистограммы по результатам исследования по методике

Керна – Йирасека»…………………………………………………………………......76

Приложение Д «Результаты исследования по методике «Графический диктант»...77

Приложение Е «Гистограммы по результатам исследования по методике

«Графический диктант»………………………………………………………………..78

Приложение Ж «Результаты исследования по методике «Образец и правило»…...79

Приложение З «Гистограммы по результатам исследования по методике «Образец

и правило»………………………………………………………………………………80

Введение

 

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребёнка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути к коррекционной работе. Изучение уровня развития психики детей является основной как организация всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Актуальность исследования и диагностики готовности ребенка к школе объясняется необходимостью с одной стороны тщательно продумывать и взвешивать решение о поступлении в школу, а с другой стороны — необходимостью активной подготовки ребенка к школьному обучению. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и, при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».

А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой.

Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее».

По данным Л.А. Вегнера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломенского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально- психологическая, эмоционально – волевая готовности.

Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развитие познавательных процессов.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребёнок ставит цель, принимать решения, намечать план, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилия к его реализации.

Проблема настоящего исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретико-методологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе.

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа психологической готовности детей шести- и семилетнего возраста к обучению в школе по результатам комплексной психодиагностической программы.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Изучить проблему психологической готовности к школьному обучению по литературным источникам.

2. Подобрать методы диагностики психологической готовности детей к школе.

3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей шести и семи лет.

4. Провести сравнительный анализ результатов исследования и представить выводы по данной проблеме.

Объектисследования: психологическая готовность ребёнка к школе.

Предмет: комплекс методик диагностики психологической готовности ребёнка к школе.

Гипотеза: уровень психологической готовности к школе у детей семи лет значительно выше уровня психологической готовности к школе у детей шести лет.

Теоретико-методологической базой выступают идеи и научные положения гуманистической психологии и педагогики, теории личностно ориентированного образования, возрастной психологии и педагогики, отражённые в работах таких учёных как: Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова и других.

Эмпирическая база. Данное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад с. Малая Сердоба Малосердобинского района (МДОУ Детский сад с. Малая Сердоба Малосердобинского района). В исследовании приняли участие 40 детей: 20 детей шестилетнего возраста и 20 детей семилетнего возраста.

Методы и методики исследования. В качестве методов в исследовании были использованы: наблюдение, беседа, метод тестов, проективный метод, качественный анализ, количественный анализ, метод математической статистики (критерий φ-угловое преобразование Фишера). В работе были использованы следующие диагностические методики: тест школьной зрелости Керна Йирасека, методики «Графический диктант», «Образец и правило».

Практическая значимость. Полученные по результатам диагностики данные могут быть использованы в работе психологов детских дошкольных учреждений, школьными психологами, специалистами в области возрастной психологии и педагогики, а так же в психологических исследованиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, глоссария, списка используемых источников и 8 приложений. Работа содержит 79страниц, 15 таблиц, 6 гистограмм. Список используемых источников насчитывает 46 наименований.


Теоретический анализ проблемы диагностики психологической



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: