МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@gmail.com
Услуги ранней помощи.
Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи.
(информационно-методические материалы)
Екатеринбург
Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.
Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.
Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Ермолаева Евгения Евгеньевна, Александрова Виктория Валерьевна
Для того, чтобы начать получать услуги ранней помощи, ребенок и семья должны быть признаны нуждающимися в получении услуг ранней помощи. Определение нуждаемости происходит посредством оценки функционирования ребенка, который в Службе ранней помощи проводится на основеанализа функционирования ребенка в биопсихосоциальной модели, заложенной в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Рисунок ниже показывает соотношение между основными факторами, влияющими на активность и участие ребенка: здоровье, функции и структуры организма, контекстуальные факторы, включающие личностные факторы и факторы окружающей среды.
|
Функционирование ребенка является результатом комплексного взаимовлияния всех элементов этой модели, которые находятся в динамическом взаимодействии друг с другом. Воздействие на один элемент потенциально может изменить другой или другие элементы и состояние системы в целом.
Схема 1. Факторы, влияющие на функционирование ребенка
Услуга по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке индивидуальной программы ранней помощи состоит из четырех компонентов:
1. Регистрация обращения, информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи; информирование о правах получателей услуг; предоставление информации об организации-поставщике услуг ранней помощи.
2. Прием документов на обслуживание; заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи.
3. Первичный прием - оценка функционирования ребенка для определения нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи,когда родители и ребенок впервые встречаются со специалистами Службы ранней помощи. Главная цель первичного приема – определить есть ли у ребенка ограничения жизнедеятельности и выяснить, нуждается ли ребёнок и его семья в программе ранней помощи. На первичном приеме происходит изучение:
- активности и участия ребенка в различных жизненных ситуациях;
- факторов окружающей среды; влияющих на развитие ребенка;
|
- особенностей функций и структур организма;
- личностных особенностей ребенка.
4. Запись на проведение оценочных процедур для разработки индивидуальной программы ранней помощи по согласованию с родителями.
Как семья попадает на первичный прием?
Первичному приему предшествует обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи. Она может начинаться со звонка одного из родителей/ законных представителей в Службу или с очного обращения родителей/ законных представителей в Службу. Далее происходит разговор с администратором и заполнение бланка регистрации обращения. Администратор узнает данные ребенка: его имя, фамилию, возраст и дату рождения; данные родителей; выясняет запрос – что беспокоит родителей в отношении развития ребенка. Далее администратор предоставляет семье:
- информацию о порядке предоставления услуг ранней помощи;
- информацию о правах потребителей услуг (по запросу);
- информацию об организации-поставщике услуг ранней помощи (по запросу);
- может быть предоставлена анкета оценки развития и другие дополнительные анкеты согласно запросу.
Администратор уточняет у семьи время, удобное для визита, берет контакты, по которым далее осуществляется связь и информирование о времени приема, просит подготовить нужные медицинские документы.
В форму регистрации обращения администратор вносит имя родителя, имя и фамилию ребенка, возраст и дату рождения, запрос так, как его сформулировали родители, данные о том, кто направил семью в службу ранней помощи. Далее администратор самостоятельно или с участием команды определяет специалистов для первичного приема и также вносит их фамилии в бланк формы регистрации обращения (с учётом пожелания семьи или запроса). Первичный прием проводят два специалиста Службы: врач и специалист педагогической специальности (психолог, логопед или специальный педагог).
|
После регистрации первичного обращения обязательно происходит прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг ранней помощи. Прием документов и заключение договора в клинической практике обычно осуществляется одномоментно с процедурой проведения первичного приема. Т.е. семья приходит на процедуру первичного приема и приносит все необходимые документы, перед первичным приемом заключается договор на оказание услуг ранней помощи. Однако, порядок предоставления услуг ранней помощи предполагает и возможность отдельного приема документов по записи в течение 5 рабочих дней от первичного обращения. В любом случае, родители (законными представителями) должны предоставить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);
- документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития (воспитатель) действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией – опекуном);
- копию свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);
- а также при наличии:
- выписки из истории развития ребенка (форма 112/у);
- действующей справки, подтверждающей факт наличия инвалидности;
- копии индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида (с предоставлением оригинала)
Обычно между первым контактом семьи с администратором и первичным приемом проходит некоторое время (но не более 15 рабочих дней с первичного обращения родителей) за которое родители/законные представители успевают заполнить анкеты и подготовить медицинские документы. Обработанные анкеты, а иногда и копии медицинской документации вместе с заявкой попадают в папку, которую специалисты получают перед первичным приемом. Перед первичным приемом специалисты анализируют имеющиеся обработанные анкеты и медицинские документы, запрос и составляют первичное представление о семье, актуальном уровне развития ребенка и вырабатывают план приема.
Формирование плана первичного приема подразумевает под собой: подготовку кабинета к приему (создание среды, выбор игрушек и материалов согласно актуальному уровню развития и запланированным практическим пробам), распределение ответственности за различные сферы участия в рамках приема, подготовка бланков для ведения записей во время приема и выдачи заключения по первичному приему.