РОЛЬ СЛУХА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ




 

Жизнь человека — это его деятельность. В процессе деятельности че­ловек должен непрестанно ориентироваться в окружающем. Эта ориен­тировка в широкой мере опирается на чувственное отражение окружаю­щей действительности, осуществляемое нашими органами чувств — ана­лизаторами.

В чувственном отражении обстановки первостепенное значение имеет деятельность зрительного анализатора; им осуществляется обозрение ок­ружения. В каждый данный момент жизни наши глаза получают со сторо­ны окружающей действительности сложную совокупность многообраз­ных воздействий, результатом которых является зрительное отражение более или менее обширного участка действительности: части комнаты в одном случае, куска простирающейся перед нами улицы — в другом, части городской площади — в третьем. Обычно мы не удовлетворяемся восприятием того участка действительности, который в данный момент находится перед нашими глазами и воздействует на них. Обозрение толь­ко небольшой части окружения нередко влечет отрицательные послед­ствия. Путем поворота глаз, головы, всего тела мы знакомимся со всей доступной взору окружающей действительностью.

В чувственном отражении обстановки кроме зрительных впечатлений участвуют показания органов обоняния, осязания, а также показания органа слуха. Справедливо подчеркивается, что главным делом органа слуха у людей является восприятие речи. К этому добавляется восприятие музы­ки. Значение слуха в других отношениях нередко умаляется, а иногда пол­ностью игнорируется. Такой взгляд на роль слуха не имеет серьезных ос­нований.

Мы остановимся более подробно на роли слуха в восприятии окружа­ющей действительности, чтобы было более понятно, как много теряют люди, если у них поражен слух. Восприятие окружения посредством слуха, «ослушивание», дает солидное пополнение зрительно осуществляе­мому ознакомлению с окружением.

В природе никогда не бывает абсолютного покоя. Но если есть движе­ние, неизбежно возникают звуки. Звуковые волны возникают и распро­страняются в воздухе при колебаниях любого тела.

В зависимости от особенностей объектов издаваемые ими звуки в боль­шей или меньшей мере отличаются один от другого, что дает возмож­ность по звуку распознать объект. Мы узнаем, книга или нож упали со стола в соседней комнате. В звуке отражаются и отдельные свойства пред­метов, например величина: мы распознаем, была ли упавшая книга боль­шая или малая, уронили столовый или перочинный нож. Кроме величи­ны по звуку распознается материал, из которого сделаны предметы, а именно: картон, дерево, металл, стекло и т.д. В звуке проявляются важ­ные признаки внутреннего строения, например наличие полостей в не­прозрачном объекте, толщина стенок. В звуке обнаруживаются имеющие­ся в предмете дефекты (например, трещина в стакане). Таким образом, звук имеет предметно-познавательное значение.

Издаваемый объектом звук оказывается различным в зависимости от расстояния, отделяющего нас от источника звука. Это позволяет не толь­ко узнать звучащий предмет, но и определить, как далеко он находится. Благодаря же особому устройству слухового анализатора, а именно про­странственной разделенности обоих слуховых рецепторов, расположен­ных на двух противоположных сторонах головы, мы имеем возможность воспринять направление источника звука. Следовательно, слухом возможно определить местоположение объекта, иначе говоря, локализовать его в пространстве.

Не только предметы познаются слухом, но также процессы, явления и события: работа машин, деятельность людей, перемещение и передви­жение объектов. Неверно думать, что мы знаем только своеобразные зву­ки, присущие отдельным предметам, процессам, явлениям. Мы воспри­нимаем характерное сложное, многообразное звучание совокупной об­становки, например: леса, поля, морского берега, завода, большого го­рода и т.д.; мы в состоянии его анализировать и определять наличие от­дельных объектов, их расположение, перемещение, а также распозна­вать, что за процессы происходят в среде. Слухом возможно воспринять многие невидимые предметы. Так, например, днем в лесу не видно ни одной птицы, но весенний гомон не только свидетельствует об их нали­чии: это хор, где каждый голос поет свою особую песню, по которой можно узнать, какой из птиц она принадлежит, а значит, что за птицы находятся здесь.

Итак, окружающая нас действительность отражается благодаря исхо­дящим от нее звукам значительно полнее, чем при восприятии посред­ством одного лишь зрения. Звуки сигнализируют о наличии невидимых объектов и процессов в зрительно воспринимаемом в данную минуту уча­стке окружения. Наличие звуков ослабляет значение неизбежной «фраг­ментарности» обозрения, заключающейся в том, что всякий раз взором выхватывается лишь часть совокупного окружения, имеющаяся в так на­зываемом поле зрения. Обозрение всегда осуществляется по частям и последовательно. Звуки же могут восприниматься одновременно. Видимый кусок действительности восполняется объектами, находящимися в неви­димых в данный момент участках окружения, но воспринимаемых слухом. Таким образом, слух содействует более полному, широкому и цельному отражению окружающей действительности.

Значение слуха обнаруживается при необходимости быстро реагиро­вать на внезапно возникающее изменение в окружении, о котором дает знать раньше всего именно звук. Без восприятия звучания изменение в окружающем мире остается порой не воспринятым до последней секун­ды, вследствие чего создаются трудные и даже опасные положения.

Не только звуки, возникающие независимо от нас, но также звуки, порождаемые нашей деятельностью, исходящие от предметов, с которы­ми мы приходим в соприкосновение, используются нами для регуляции нашего поведения.

Слухом сознательно контролируется работа станка, автомашины, са­молета, комбайна, так как характер издаваемых механизмами звуков и их изменения сигнализируют о процессах, совершающихся внутри них.

Слух освобождает от необходимости часто обозревать окружение, что­бы определить, не возникают ли существенные изменения в невидимых его частях. Когда мы заняты работой в нешумном помещении, слуховой анализатор оказывается как бы «сторожевым» анализатором. Он отражает изменения, происходящие в достаточно широком окружении, зрительно в это время невоспринимаемом. Эти изменения познаются, учитывают­ся, что позволяет реагировать немедленно лишь на строго специальные изменения, на другие же — позднее, во время рабочей паузы, на третьи — много спустя, по окончании всей работы.

У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенси­руется деятельностью сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий.

Ф. Ф. Pay



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: