Ассортимент продукции предприятия постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Изготавливаются матрацы разных серий: «Эконом», «Стандарт», «Комфорт», «Люкс», «Элит», «Детская». Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН. Ассортимент выпускаемой продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка и в настоящее время освоен выпуск более 100 видов матрацев и 15 видов кроватей.
ИЧПТУП «Барро» производит более 100 видов матрацев и более 20 видов кроватей. Все виды продукции защищены патентами по двум параметрам: конструкция и внешний вид. Выпускаемая продукция соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001.
В таблице В.1 приложения В представлена характеристика продукции предприятия. Каждая серия матрацев, как правило, имеет по несколько моделей, которые отличаются друг от друга применяемыми материалами, что позволяет несколько регулировать показатель мягкости-жесткости и комфортности, дает возможность покупателю определить требуемое соотношение качества (комфортности) и цены матраца. Состав наполнения определяет серию свойств матраца, его цену. Нетканые, объемные, упругие, термофицированные, хорошо вентилируемые, долговечные наполнители в оригинальном сочетании дают восстанавливающий и согревающий эффект. Зимой натуральные материалы сохраняют тепло, а летом обеспечивают желанную прохладу.
В таблице 2.3 представлены данные о произведенной продукция за 2015–2017 гг.
|
Таблица 2.3 – Производство продукции ИЧПТУП «Барро» в 2015 – 2017 гг., м. кв.
Наименование продукции | Год | Темп роста, в % | |||
2016 г. к 2015 г. | 2017 г. к 2016 г. | ||||
Пружинные блоки | 113,19 | 828,58 | |||
Матрацы | 135,12 | 95,68 | |||
Ортопедические основания для кроватей | 183,33 | 73,65 | |||
Кровати | 149,77 | 82,43 | |||
Наматрацники | 152,72 | 87,34 | |||
Одеяла, подушки | 92,82 | 79,06 | |||
Всего | 131,66 | 147,87 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как следует из анализа таблицы 2.3, в 2016 г. наблюдалось увеличение производства и объемов реализации почти по всем товарным группам: по пружинным блокам – на 13,19 %, по матрацам – на 35,12 %, по ортопедическим основаниям для кроватей – на 83,33 %, по кроватям – на 49,77 %, по наматрацникам – на 52,72 %. Лишь по одеялам и подушкам объем производства снизился на 7,18 % к уровню 2015 г. В 2017 г. по продукции пружинные блоки наблюдается существенный прирост объемов реализации (на 728,58 %), по остальным же товарным группам наблюдается снижение: по матрацам – на 4,32 %, по ортопедическим основаниям для кроватей – на 26,35 %, по кроватям – на 17,57 %, по наматрацникам – на 12,66 %, одеялам и подушкам – на 20,93 % к уровню 2015 г.
Изготовление матрацев, пружинных блоков и другой продукции производится на современном высокопроизводительном оборудовании ведущих европейских фирм, что позволяет поддерживать высокий уровень качества выпускаемой продукции.
В ближайшие годы ИЧПТУП «Барро» планирует частично изменить некоторые виды матрацев за счет разработки собственных моделей. По своим техническим характеристикам новые виды матрацев будут конкурентоспособными не только в Республике Беларусь и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье.
|
Следует отметить, что рост в 2016 г. был обусловлен во многом ростом конкурентоспособности продукции предприятия на внешнем рынке, в 2016 г. цены выровнялись в долларовом эквиваленте, и объемы продаж снизились относительно 2014 г., но были выше уровня 2015 г.
Лишь по продукции одеяла и подушки наблюдается падение в 2015-2016 гг., что вызвано низкой конкурентоспособностью данной продукции на рынке: потребитель всё больше предпочтение отдает натуральным компонентам, а не смешанным и тем более синтетическим тканям и наполнителям.
Основным видом выпускаемой продукции в 2016 г. является двусторонний матрац ортопедический. Пружинные блоки и товары для сна (наматрацники, одеяла, подушки) занимают равную по отношению друг к другу долю в структуре произведенной продукции.
За период с 2015 по 2017 годы специалистами проектирования и конструирования ИЧПТУП «Барро» была выполнена работа по разработке усовершенстованных матрасов и по освоению производства нового ассортимента продукции – кровати. Ассортимент данного вида продукции был расширен 5 моделями кроватей: «Ювента», «Ника», «Флорида», «Клео», «Венеция». Данная продукция имеет широкий спрос к потребителей.
Также был разработан усовершенствованный матрац по заказу «Би-2». Отличительное свойство данного матраса – высота, достигающая 270 мм., обусловленная двойным блоком независимых пружин высотой 140 мм. и высотой 60 мм, обеспечивающих направленную поддержку позвоночника и современными экологически чистыми материалами-наполнителями, такими как латекс и кокос. Данная конструкция матраца позволяет идеально адаптироваться под движения спящего человека и обеспечивает направленную поддержку позвоночника. Данную модель матраца рекомендуется применять на подиумах или на кроватях с высокими бортами.
|
Вся продукция изготавливается на оборудовании ведущих мировых производителей, таких как фирма JUKI (Австрия), фирмы RIMOLDI и FERRARO (Италия), фирма SANTEX (Швейцария), фирмы MAYER, TEXTIMA, ZSK, YAMATO (Германия), фирма INVESTRONIKA (Испания).
Этапы создания новой продукции ИЧПТУП «Барро» следующие:
- маркетинг и изучение рынка;
- проектирование и разработка новой продукции;
- планирование и разработка процессов производства;
- закупки сырья, материалов, комплектующих;
- производство новой продукции;
- верификация качества изготовления;
- упаковка и хранение новой продукции;
- реализация и распределение;
- послепродажная деятельность (работа с рекламациями и браком, и т.п.).
В ходе планирования, проектирования и разработки новой продукции ИЧПТУП «Барро» главным инженером разрабатывается план мероприятий по постановке продукции на производство с указанием:
- сроков выполнения работ;
- стадий проектирования и разработки;
- проведения анализа, верификации и валидации, соответствующих каждой стадии проектирования и разработки;
- ответственности и полномочий в области проектирования и разработки.
На основании указанного плана и в соответствии с СТБ 972 разрабатывается проект технического задания, а также план работы, где детально расписывает:
- виды работ;
- срок выполнения;
- ответственного исполнителя;
- необходимую конструкторскую документацию, которую предстоит разработать в соответствии.
На каждой из определенных стадий проекта художественно-технический совет (утвержденный приказом директора) проводит анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями.
Основной целью разработки новых с улучшенными свойствами матрасов, обладающих конкурентоспособностью на современном рынке по показателям назначения, надежности, материалоёмкости и энергоемкости в процессе эксплуатации, является удовлетворение большего количества потребителей.
ИЧПТУП «Барро» предпринимает действия направленные на устранение причин несоответствий с целью предупреждения их повторного возникновения.
С целью улучшения качества выпускаемой продукции, сокращения потерь от брака проводятся плановые и внеплановые обмеры выпускаемой продукции с составлением карт обмеров. По выявленным несоответствиям разрабатываются корректирующие мероприятия. В таблице 2.4 приведены данные о потерях от брака ИЧПТУП «Барро» за 2015-2017 гг.
Таблица 2.4 – Данные о потерях от брака ИЧПТУП «Барро» за 2015-2017 гг.
Показатель | Год | Темп роста, % Изменение, +/- | |||
2016 к 2015 | 2017 к 2016 | ||||
Потери от брака, тыс. р. | 66,6 | 138,7 | 406,0 | 208,16 | 292,67 |
Себестоимость произведенной продукции, тыс. р. | 16661,0 | 46243,0 | 67669,0 | 277,55 | 146,33 |
Удельный вес потерь от брака в себестоимости продукции, % | 0,4 | 0,3 | 0,6 | -0,01 | 0,03 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
В таблице 2.5 представлен анализ несоответствия продукции, выпущенной в ИЧПТУП «Барро» за 2017 г.
Таблица 2.5 – Несоответствие продукции, выпущенной ИЧПТУП «Барро» за 2017 г.
Показатель | Продукция | ||
Матрацы двухсторонние | Блоки пружинные мебельные | Мебель | |
Количество выпущенной продукции, м. кв. | 104311,0 | 126710,00 | |
Количество несоответствующей продукции, м. кв. | 239,92 | 13,14 | 24,17 |
Процент возврата, % | 0,23 | 0,01 | 0,20 |
Основные дефекты и доля в общем браке | - прощупывание пружинного блока (23 %) - расклеивание подушки матраца (18%) - механические повреждения (9 %) - неравномерность усадки (9 %) - разрыв упаковки и загрязнение чехла (8 %) - несоответствие габаритных размеров (6 %) - швейные дефекты чехла (6 %) - запах (4 %) - прочие (17 %) | - наличие шума (90 %) - не прошита спиралью пружина (10 %) | - несоответствие присадки деталей (66 %) - перекосы в обивке мягких элементов (34 %) |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как следует из таблицы 2.5, в натуральном выражении доля брака в 2017 г. по матрацам двухсторонним составила 0,23 %, по блокам пружинным – 0,01 %, по мебели – 0,20 %. Наибольшее количество видов дефектов наблюдается по матрацам (более 12, основных из них – 8).
Итак, наибольшее количество дефектов наблюдается по матрацам двухсторонним. В таблице 2.6 проведен АВС-анализ дефектов матрацев.
Таблица 2.6 – АВС-анализ дефектов матрацев двухсторонних производства ИЧПТУП «Барро»
Виды дефектов | Доля в общем объеме брака, % | Доля с накопительным итогом, % | Группа АВС |
1 Прощупывание пружинного блока | А | ||
2 Расклеивание подушки матраца | А | ||
3 Прочие | В | ||
4 Механические повреждения | В | ||
5 Неравномерность усадки | В | ||
6 Разрыв упаковки и загрязнение чехла | В | ||
7 Несоответствие габаритных размеров | С | ||
8 Швейные дефекты чехла | С | ||
9 Запах | С | ||
Итого |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
По данным таблицы 2.6 построим также таблицу распределения Парето – рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 – Диаграмма распределения дефектов Парето
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Итак, основными дефектами являются прощупывание пружинного блока (23 %) и расклеивание подушки матраца (18 %) – они составили в общей совокупности 41 % и вошли в группу А.
В группу В вошли прочие дефекты (17 %), механические повреждения (9 %), неравномерность усадки (9 %), разрыв упаковки и загрязнение чехла (8 %). В группу С вошли несоответствие габаритных размеров (6 %), швейные дефекты чехла (6 %), запах (4 %).
Рассчитаем показатели конкурентоспособности матрацев производства ИЧПТУП «Барро» и сравним ее с показателем конкурентоспособности ближайших конкурентов – ООО «Вегас» г. Жодино и ООО «ЭОС» г. Брест, на основе данной потребительской оценки по следующей шкале: 1,0 – полностью соответствует; 0,8 – в основном соответствует; 0,6 – не совсем соответствует; 0,4 – не соответствует; 0,2 – совсем не соответствует.
В качестве экспертов были привлечены 10 человек, в т.ч. маркетолог, инженер-технолог, технолог, экономист, инженер по стандартизации, зам. директора по производству, работники отдела сбыта.
В таблице 2.7 приведена оценка показателей конкурентоспособности матрацев, проведенная методом экспертных оценок.
Таблица 2.7 – Оценка показателей качества матрацев на основе независимых пружинных блоков производства ИЧПТУП «Барро» и конкурентов
Показатель | Коэффициент значимости, % | Среднеарифметическое значение потребительских оценок по изделиям | ||
ИЧТУП «Барро» | ООО «Вегас» г. Жодино | ООО «ЭОС» г. Брест | ||
Комфортность | 0,9 | 0,8 | 0,9 | |
Эргономичность | 0,9 | 0,8 | 0,9 | |
Способность сохранять форму | 0,9 | 0,8 | 0,8 | |
Гарантийный срок службы | 0,8 | 0,8 | 0,8 | |
Диапазон размерной сетки | 0,8 | 0,7 | 0,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
Показателями качества матрацев, в т.ч. согласно ГОСТ, являются:
- комфортность;
- эргономичность;
- способность сохранять форму;
- гарантийный срок службы;
- диапазон размерной сетки.
Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности матрацев
по формуле 2.1:
, (2.1)
где n – число параметров, участвовавших в оценке;
аi – вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости);
qi – единичный показатель по i-му техническому параметру.
- ИЧТУП «Барро»:
- ООО «Вегас»:
- ООО «ЭОС»:
Таким образом, матрацы ИЧПТУП «Барро» являются конкурентоспособными по отношению к матрацам обоих конкурентов.
Следует отметить, что цены на всю продукцию ИЧПТУП «Барро» аналогичны, или ниже чем у конкурентов.
Для расчета итоговых показателей «качество/цена» (КЦi) воспользуемся таблицей 2.8, в которой приведены цены на продукцию конкурирующих предприятий.
Таблица 2.8 – Мониторинг цен по матрацам ортопедическим ИПТЧУП «Барро» и его конкурентов на белорусском и российском рынке на 01.09.2017 г., в тыс. р.
Производитель матрасов | Серия матрасов | Средняя цена | ||||
«Эконом», «Стандарт», «Комфорт» | «Люкс» с блоком пружин «боннель» | «Элит» | «Элит-Престиж» | Детские | ||
ИПТЧУП «Барро» | 204,6–220,1 | 219,5–340,2 | 366,9–458,9 | 484,8–566,7 | 214,4–290,6 | 336,67 |
ООО «Вегас» г. Жодино | 226,5–240,8 | 245,7–380,2 | 392,7–490,6 | 520,3–640,6 | 238,9–320,1 | 369,64 |
ООО «ЭОС» г. Брест | 225,3–238,1 | 243,2–320,6 | 378,6-450,2 | 530,4-650,4 | 242,0-330,8 | 356,74 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
Таким образом, рассчитаем на основе полученных интегральных показателей конкурентоспособности и данных таблицы 2.11 итоговые показатели «качество/цена» по формуле 2.2:
, (2.2)
где Ii – интегральный показатель конкурентоспособности продукции i-го предприятия;
Цi – средняя цена продукции i-го предприятия, тыс. р.
Таким образом, получаем следующие итоговые показатели «качество/цена»:
- ИЧПТУП «Барро»:
- ООО «Вегас»:
- ООО «ЭОС»:
Для удобства, после деления величины качества на величину цены самый высокий результат среди сравниваемых предприятий принимают за единицу, соотношения «качество/цена» остальных продуктов следует привести в соответствие с изменением, так чтобы соотношение между показателями сохранялось, по формуле 2.3:
, (2.3)
где – интегральный показатель конкурентоспособности i-го предприятия;
– максимальный интегральный показатель конкурентоспособности среди всех предприятий.
Таким образом, индексы конкурентоспособности по предприятиям составят:
- ИЧПТУП «Барро»:
- ООО «Вегас»:
- ООО «ЭОС»:
Таким образом, матрацы производства ИЧПТУП «Барро» будут являться наиболее конкурентоспособными по сравнению с конкурентами по соотношению «качество / цена».