Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж




 

Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Госвами Махарадж и мой Гурудев, Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж (известный тогда под именем Шрипад Хайягрива дас Брахмачари), однажды проповедовали в городе Мадрасе (сейчас он переименован в Ченнаи). В то время в ежедневной Английской газете «Хинду» публиковались серии статей, представляющие собой диспуты между доктором Радха-Кришнаном, который являлся закоренелым сторонником школы адвайтавады (недвойственности или имперсонализма), и доктором Нагараджи Шармой, представителем двайтавады (двойственности).

В этих статьях оба участника приводили многочисленные доводы в защиту своих убеждений, доказывая несостоятельность суждений оппонента. Это длилось до тех пор, пока представители школы двайты и адвайты в Мадрасе не решили организовать обсуждение под руководством представителя Гаудия Матха. В соответствии с этим соглашением, любое решение председателя должно было быть принято обеими сторонами.

Местные жители обратились к Шриле Гуру Махараджу с просьбой назначить представителя от Гаудия Матха, которой бы возглавил дебаты. Гуруджи с радостью принял это предложение и попросил Шрилу Шридхара Махараджа стать председателем этих диспутов.

Тем временем Шрила Гурудев получил телеграмму от Шрилы Прабхупады, в которой тот просил Гуру Махараджа приехать в Калькутту. Узнав об этой просьбе Шрилы Прабхупады, Шрила Шридхара Госвами Махарадж обратился к Гурудеву: «О Хайягрива Прабху! Как же я без Вас буду председательствовать на этом собрании?»

Шрила Гурудев ответил: «Шрила Прабхупада будет, несомненно, рад, если я выполню его наставление и приеду в Калькутту. Однако я твердо верю, что еще больше он будет доволен, узнав, что Гаудия Матх был удостоен возглавить собрание столь высокопочитаемых и известных людей, даже если из-за этого мне придётся приехать в Калькутту позже».

Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Госвами Махарадж в день собрания был официально назначен председателем. В своём вступительном слове он смиренно произнёс: «Хотя у меня нет квалификации возглавлять это заседание, я занял это положение, чтобы выполнить наставления и волю вайшнавов, а также удовлетворить просьбу почтенных членов общества».

Когда дебаты начались, доктор Радха-Кришнан начал говорить первым и пытался установить превосходство адвайтавады. Затем своё мнение высказал представитель двайтавады – доктор Нагараджа Шарма. Он начал со слов: «Дасо сми – я ваш слуга». Однако адвайтавади не способны были оценить по достоинству столь возвышенное сознание, поскольку они же горделиво называют себя: «Ахам брахмасмия Брахман (Абсолютная Истина)». Ссылаясь косвенным образом на смиренное поведение Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа, представитель адвайтавады язвительно подметил: «Честно говоря, для вайшнавов нет необходимости выпячивать свое смирение везде и всегда». После этого замечания доктор Нагараджа Шарма продолжил высказывать свои взгляды на двайтаваду.

Поскольку предстателем заседания являлся Шрила Шридхара Госвами Махараджа, его слово было заключительным. Он произнёс: «Очевидно, что гордость человека будет увеличиваться, если он общается с теми, кто занимает более низкое положение, чем он сам. Но такая ложная гордость никогда не проникнет в человека, который общается с личностями необычайно возвышенными, трансцендентными. Перед лицом сына отец всегда будет старшим, и наоборот. Личность, которая общается с теми, кто достиг высшего совершенства – служение Всевышнему – не сможет долго демонстрировать показное, ложное смирение, но подлинное, божественное смирение естественным образом проявится в его сердце и отразится в поведении. Если же человек общается с младшими, то непременно в его сердце появится гордость.

Обретение смирения не механический процесс, а побочный результат, который приходит от духовных реализаций. Так, относительно себя, Шрила Кришнадас Кавирадж написал следующее:

джагаи мадхаи хаите муни се папиштха

пуришера кита хаите муни се лагхиштха

мора нама шуне йеи тара пунйа кшайа

мора нама лайа йеи тара папа хайа

эмана ниргхрина море кеба крипа каре

эка нитйананда вину джагат бхитаре

«Я более греховен, чем Джагай и Мадхай, и ниже червя в испражнениях. Если кто-то услышит моё имя, то лишится всех благочестивых поступков, а произнеся его – совершит грех. Кто же в этом мире, кроме Нитьянанды, прольёт свою милость на такого ничтожного человека как я?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205-207).

Шрила Рупа Госвами, являясь авторитетной личностью в царстве бхакти, выражает похожее настроение:

адхаро ‘пй апарадханам авивека-хато ‘пй ахам

тват-карунйа-пратикшо ‘сми прасйда майи мадхава

«Хотя я и соткан из оскорблений, и у меня нет способности отличить плохое от хорошего, я всё еще надеюсь на Твою благосклонность. О, Мадхава, будь милостив ко мне!» («Става-мала», том 1, пранама-праная-става, 14).

Шри Мадхава Сарасвати, вайшнавский кави (поэт) из Южной Индии, выразил своё смирение следующим образом:

гьянаваламбаках кечит кечит кармаваламбаках

вайам ту хари-дашанам пада-транаваламбаках

«Кто-то проявляет склонность к гьяне, кто-то – к карме. Однако мы принимаем прибежище у тапочек лотосных стоп слуг Шри Хари» («Шри-Дешикачарьясья»).

Смотря на смирение таких великих личностей, каждому становится очевидна подлинная позиция адвайтавади (имперсоналистов) в сравнении с двайтавади (вайшнавами).

Адвайтавади убеждены в концепциях: «ахам брахмасми – я Брахман » и «паша-баддхо бхавет дживах паша-муктах садашивах - джива связана верёвками майи, но, избавляясь от этих пут, она становится Садашивой ». Двайтавади же в отношении себя говорят следующее:

мадж-джанманах пхалам идам мадху-каитабхаре

мат прартханйа мад-ануграха эша ва

твад бхритйа- бхритйа- паричарака – бхритья-бхритья

бхритйасйа бхритйа ити мам смара локанатха

«О Локанатх (Господь всех)! О победитель демона Мадху и Кайтабхи! Пожалуйста, будь милостив и внемли моей мольбе, прими меня как смиренного раба слуги твоих слуг» («Мукунда-мала-стотра», 25)».

 

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: