Наша профессиональная жизнь циклична: через 4 года мы вновь ждём встречи с первоклассниками. Конечно, мы думаем о том, какие они, мои новые ученики? С какими мыслями, чувствами придут в класс? Как мы будем вместе расти, развиваться?
Вот такой, замечательный портрет будущего первоклассника рисуют себе все учителя начальной школы: подвижный, любознательный, открытый, доброжелательный, знает, что такое хорошо, а что такое плохо (т.е. имеет определённые ценностные установки)
Но, к сожалению, в настоящее время отмечаются изменения в этом портрете, появились трудности, которые не были свойственны младшим школьникам ранее: изменения в системе жизненных ценностей в сторону индивидуализации, эгоизма и потребительского отношения к окружающим людям и миру; намеренное нарушение дисциплины; проявление агрессии, в том числе немотивированной, по отношению к сверстникам, учителям, родителям; нежелание и даже сопротивление работе в группе; депрессивные состояния.
Возникает вопрос, почему, в чём причины таких изменений, почему количество портретов такого первоклассника с каждым годом растет?
Изучив литературу, проведя анализ собственного опыта и опыта коллег, я выявила несколько причин.
Первая причина. В век высоких технологий мы возмущаемся при виде детей, которые не выпускают из рук телефон или планшет, а сами в этот момент, ссылаясь на свою загруженность важными делами, позволяем и собственными руками заменяем свое общение с ребенком на гаджеты. Современные родители участвуют в воспитании своих детей меньше, чем за всю историю родительства, но и это «воспитание» теряет в качестве.
Вторая причина скрывается в тенденции к возрастной несформированности когнитивной и эмоционально-волевой сфер ребёнка.
Третья причина уходит корнями в формальную позицию взрослых, которую можно определить как «Уход и присмотр»
Таким образом, мы приходим к противоречию, когда маленький человек находясь в большом количестве «кругов общения», не знает зачем, как жить в обществе, с обществом и для общества?
И в широком социуме чувствует себя одиноким, а поэтому закрытым, агрессивным, апатичным.
Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение наших детей не стало «потерянным»? Можно ли сделать школу островком нравственности, доброты, любви, порядочности в этом неспокойном мире, который окружает нас?
Я считаю, что не только можно, но и нужно в рамках современного правового поля образования.
Я работаю в необычной школе, у нас нет номера, но есть имя - прогимназия «Радуга». Наша школа – это образовательный и воспитательный комплекс. Каждый класс – это отдельная группа продленного дня. Дети большую часть своего времени проводят в стенах прогимназии, т.е. наша школа – не «островок», а «континент», где ребёнок учится, развивается, социализируется.
В тесном сотрудничестве с учителем работает воспитатель ГПД, заведующей библиотекой, педагоги - предметники и педагоги дополнительного образования.
Исходя из этого, строится система воспитательной работы в прогимназии в общем и классного коллектива в отдельности.
Главным направлением своей работы как классного руководителя я выбрала формирование ценностных ориентиров младших школьников через социокультурные практики.
Почему сделан такой выбор?
Социокультурные практики – это: понимающая педагогика, педагогика сопереживания, событийная педагогика, т. е. единицей проектирования выступает образовательное событие, которое отличается конкретной направленностью и локальным характером воздействия.
Социокультурные практики формируют общую культуру личности школьника.
При разработке воспитательной программы я использовала авторские идеи Игоря Алексеевича Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и Александра Васильевича Камкина, профессора Вологодского государственного педагогического университета.
На основе социокультурного подхода к воспитанию и развитию детей мной составлена и апробируется уже 3 года воспитательная программа«Выше радуги. Воспитание на социокультурном опыте младшего школьника».
Методологическую основу программы составляет социокультурный системный подход в воспитании.
Он позволяет решать ряд важных задач:
· развивать социокультурную основу личности с первых лет обучения в начальной школе;
· осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
· обеспечить классного руководителя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В программе выделены основные направления, по которым строится весь воспитательный процесс в классном коллективе:
1. Гражданское и патриотическое воспитание.
2. Духовно-нравственное развитие.
3. Приобщение детей к культурному наследию.
4. Физическое развитие и культура здоровья.
5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
6. Экологическое воспитание.
7. Работа с родителями.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Определены основные принципы реализации программы:
· принцип ориентации на идеал;
· принцип следования нравственному примеру;
· принцип диалогического общения со значимыми другими;
· принцип идентификации (персонификации);
· принцип полисубъектности воспитания;
· принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Содержание программы «Выше радуги» отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля,который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с учащимися). Также определены условия совместной деятельности школы с семьями учащихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации каждого модуля. Всего их пять: «Я-гражданин», «Я – человек», «Я и труд», «Я и здоровье», «Я и природа».
Каждый модуль ориентирован на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Модуль в воспитательной программе – это своеобразный «кирпичик», но не одно здание не будет прочным без основополагающего «фундамента», а это – СЕМЬЯ.
В силу этого, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации учащихся.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму.
При разработке программы «Выше радуги» я изучила большое количество литературы, обобщение опыта коллег, на основе которых был составлен словарь «Формы социокультурных практик».
Во всех модулях воспитательной работы главным направлением считаю вовлечение детей в социальные проекты, акции, творчество.
Наши учащиеся участвуют в следующих социальных (благотворительных) акциях:
· «Белый цветок», где вырученные средства передаются на лечение тяжелобольных детей.
· «Сохраним Источник», мы заботимся о сохранении природы около источника Серафима Саровского.
· «Покормите птиц» на пришкольной территории и около своих домов развешиваем кормушки.
· «Подари жизнь цветку», где дети выращивают из семян рассаду, а потом сами украшают пришкольный участок.
· Организация трудовых десантов.
· Благотворительная ярмарка «С любовью к братьям нашим меньшим», для которой дети изготавливают сами поделки из природных материалов и продают их, а на вырученные средства оказывают помощь бездомным животным.
Прогимназия «Радуга» - это ещё и дошкольная ступень обучения и воспитания. Шефство школьников над дошкольниками – один из самых главных социальных проектов. Учащиеся сами организуют и проводят мероприятия в группах дошкольного образования.
Так же ребята пробуют себя в различных профессиях, посещая творческие мастерские «Пробуем быть…».
Выпускник школы должен обладать: ценностным потенциалом; познавательным потенциалом; творческим потенциалом; коммуникативным потенциалом; здоровьесберегающим потенциалом.
Литература
1. Истоковедение. Издание 5-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2012.
2. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.