Коллективное творческое дело «Что в имени твоём?» как эффективный способ формирования познавательных компетенций младших школьников.




.

На каждом возрастном этапе у ребенка формируется и достигает определенного уровня развития какой-либо вид компетентности. Для того чтобы у младшего школьника успешно формировалась учебно-познавательная компетентность, к началу школьного обучения у него должна быть сформирована социально-психологическая компетентность.

Социально-психологическая компетентность – формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, в класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Социально-психологическая компетентность, сформировавшись в дошкольном возрасте, продолжает совершенствоваться во время обучения в начальной школе. Она является фундаментом формирования учебно-познавательной компетентности младшего школьника.

Учебно-познавательная компетентность включает в себя умения:

- ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи, выбирать необходимые средства и пути ее разрешения, описывать результаты, формулировать выводы;

- осуществлять развернутый и сокращенный виды контроля за ходом своей учебной деятельности;

- переходить от работы с натуральными объектами к работе с символами; составлять проверочные задания.

Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы);

- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности);

- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Основные задачи КТД:

- формирование и развитие коллектива;

- познавательное развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;

- развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;

-обучение правилам и формам совместной работы, реализация коммуникативных потребностей детей.

Виды коллективно - творческих дел: трудовые, познавательные, спортивные, художественные и др.

КТД дают возможность:

Ученику:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу).

Педагогу:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские способности;
  • изучать коллектив;
  • объединить воспитанников, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьников;
  • развивать рефлексивные способности.

Таким образом, к концу обучения в начальной школе младший школьник должен стать компетентным в деятельности: овладеть набором теоретических знаний и уметь применять эти знания для решения конкретных задач и проблемных ситуаций. Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.

Хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. Познавательный интерес в этом деле представляет собой важный фактор учения и воспитания, и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младшем школьном возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знаний, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, и этот процесс происходит не автоматически. Он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания, развитием самостоятельности школьников. Таким образом КТД является эффективным средством формирования познавательных компетенций младших школьников.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М: Просвещение, 2008.

2. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановской. - Минск: Народная Асвета,2007.

3.Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.

4. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: