.
На каждом возрастном этапе у ребенка формируется и достигает определенного уровня развития какой-либо вид компетентности. Для того чтобы у младшего школьника успешно формировалась учебно-познавательная компетентность, к началу школьного обучения у него должна быть сформирована социально-психологическая компетентность.
Социально-психологическая компетентность – формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, в класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Социально-психологическая компетентность, сформировавшись в дошкольном возрасте, продолжает совершенствоваться во время обучения в начальной школе. Она является фундаментом формирования учебно-познавательной компетентности младшего школьника.
Учебно-познавательная компетентность включает в себя умения:
- ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи, выбирать необходимые средства и пути ее разрешения, описывать результаты, формулировать выводы;
- осуществлять развернутый и сокращенный виды контроля за ходом своей учебной деятельности;
- переходить от работы с натуральными объектами к работе с символами; составлять проверочные задания.
|
Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы);
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности);
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Основные задачи КТД:
- формирование и развитие коллектива;
- познавательное развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;
- развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;
-обучение правилам и формам совместной работы, реализация коммуникативных потребностей детей.
Виды коллективно - творческих дел: трудовые, познавательные, спортивные, художественные и др.
КТД дают возможность:
Ученику:
- реализовать и развить свои способности;
- расширить знания об окружающем мире;
- приобрести навыки проектирования;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки;
- формировать способности к рефлексии (анализу).
Педагогу:
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские способности;
- изучать коллектив;
- объединить воспитанников, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития личности школьников;
- развивать рефлексивные способности.
Таким образом, к концу обучения в начальной школе младший школьник должен стать компетентным в деятельности: овладеть набором теоретических знаний и уметь применять эти знания для решения конкретных задач и проблемных ситуаций. Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.
|
Хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. Познавательный интерес в этом деле представляет собой важный фактор учения и воспитания, и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младшем школьном возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знаний, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, и этот процесс происходит не автоматически. Он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания, развитием самостоятельности школьников. Таким образом КТД является эффективным средством формирования познавательных компетенций младших школьников.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М: Просвещение, 2008.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановской. - Минск: Народная Асвета,2007.
3.Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.
4. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.