Светлана Николаевна Токарева,




учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №40» города Курска

 

Мастер-класс «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

· Цель: Ознакомление и распространение опыта работы по раскрытию значения здоровьесберегающий технологий;

·

Задачи:

1) познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;

2) поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья учащихся.

 

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я хочу начать свой мастер-класс с легенды: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

-Итак, наша задача: помогать, сохранять и укреплять здоровье своих учеников.

Тема моего мастер-класса «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

В своем мастер-классе я хочу показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в начальной школе, хочу поделиться опытом по созданию здоровьесберегающей среды в классе.

Немного термина. Здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, на мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий: отсутствие назидательности и авторитарности; наличие мотивации на здоровый образ жизни; интерес к учебе, желание идти в школу;

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

На своих уроках использую различные виды гимнастики.

Одна из них гимнастика активации деятельности мозга, способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, внимания, речи, мышления.

Упражнение «Слон». Прошу всех встать. Прямая осанка. Голову кладем на правое плечо, вытягиваем правую руку вперед, представьте, что это хобот, и рисуем цифру 8. Зрение направлено на пальцы.а теперь кладем голову на левое плечо и продолжаем упражнение.

Упражнение «Колено-локоть».Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Точечный массаж и самомассаж способствует профилактике простудных заболеваний, расслаблению и освобождению организма от перенапряжения.

Итак, проведем массаж лица

· Закройте глаза и ведите ладони от центра лба к вискам – 3 раза,

· от носа по скулам – 3 раза

· и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

Массаж руки

· Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, внимания, активизации головного мозга

Мы наши пальчики сплели,

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли,

Отталкиваем тучки.

Зрительная гимнастикаспособствует развитию зрительной координации, укреплению глазных мышц, развитию зоркости и внимательности.

На занятиях использую разные задания: например, тарелки с разноцветными кружками, разные траектории, «Цветик-семицветик», по которым дети «бегают» глазами.

Дыхательная гимнастикаспособствует укреплению дыхательной мускулатуры, уменьшению заболеваний дыхательной системы.

Упражнение «Окно и дверь». Положение стоя: спина прямая и ровная. Втягиваем воздух через левую ноздрю (дверь), а выдыхать — через правую (окно). Затем нужно поменять «окно» и «дверь» местами, втягивая воздух правой ноздрёй и выдыхая левой

Физкультурные минутки (гимнастика для рук, ног, осанки) способствуют снятию усталости, напряжения, профилактике нарушения осанки.

Упражнения для улучшения осанки:

Ходьба:

а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.

Аутотренинг (релаксация) - способствует снятию стресса и усталости, расслаблению мышц, восстановлению работоспособности.

Волшебный цветок добра.

Уважаемые коллеги. Закройте глаза. Положите мысленно цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу

Также, на своих уроках яиспользую упражнения по рефлексии настроения и эмоционального состояния – это упражнения «Волшебный цветок добра», «Цветик-многоцветик», « Дневник настроения», «Дерево успеха».

А теперь мы составим свое «Дерево успеха» на данный момент. Выбираем соответствующий вашему настроению листик и приклеиваем на «Дерево успеха». (на столе лежат листики трех цветов: оранжевый –радостное, теплое; зеленый – спокойное; розовый – тревожное, напряженное). Спасибо. (Я вижу, что у Вас п реобладающее настроение теплое, хорошее. Я надеюсь, что оно у вас еще улучшится. Желаю вам всем успеха.)

Вывод:Выше изложенные технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости, улучшению психологического климата в классе.

Свой мастер-класс я хочу закончить притчей.

Итак…

В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши, семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).

Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх).

У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).

Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения).

Наступает осень, и каждое растение щедроблагодарит садовника своими плодами и новыми семенами.

Спасибо, вы прекрасно справились!

Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Изд. Центр «Просвещение», 2010. 31 с.

2. Арбекова Н.Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда. М.: Изд. центр РГГУ, 2014. 168 c.

3. Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.\

 

 

Лариса Викторовна Тупик, учитель начальных классов

первой квалификационной категории,

руководитель МО учителей начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Курска; Анастасия Александровна Маслова,

учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им.А.А. Хмелевского» города Курска

«Формирование экологического воспитания младших школьников через досугово – развлекательную деятельность во внеурочное время в соответствии с ФГОС НОО»

 

Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:

Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.

Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Пётр 1 впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы.

Так началась российская, русская экология. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней, весьма напряжённой, экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о будущем своих потомков

Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому в наших школах большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

При построении программы сетевого взаимодействия мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы.

Познавательное направление работы детских объединений школ включает цикл различных мероприятий. Используются следующие формы работы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний. Большую роль в сетевом взаимодействии школ играет период коллективной подготовительной работы. В ходе подготовки праздника«День Земли», проводимом на базе МБОУ «СОШ№49» г.Курска ребята проявляли находчивость, выдумку, инициативу. Они подбирали задания и вопросы к конкурсам и викторинам, искали стихи и загадки, составляли ребусы, сочиняли экологические сказки.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства обучающихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влиянием деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

В сентябре на базе школы №55 г. Курска по этому направлению был проведен праздник «Арбузник».

Практическое направление работы - это посадка деревьев и кустарников, охрана уникальных и редких цветов, озеленение класса, охрана муравейников, подкормка птиц. Все это способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

В рамках сетевого взаимодействия младшие школьники участвовали в акции «Наш красивый школьный двор», которая проходила весной. Ребята принесли семена и рассаду цветов и высадили их на клумбах около своих школ.

Большой эмоциональный всплеск дают мероприятия, на которых учащиеся получают возможность проявить свои знания и в то же время сделать для себя новые открытия.

Исследовательское направление внеурочной деятельности осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые развивают мышление, учат анализу полученных результатов.

На экскурсиях дети получают непосредственное представление об окружающих предметах и явлениях. Ребятам важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять его назначение.

Расширению экологических связей способствуют экскурсионные поездки в Центрально - черноземный государственный биосферный заповедник имени В.В. Алехина, который является настоящей жемчужиной Курского края.

С 1978 г. заповедник входит во Всемирную сеть биосферных резерватов.

Результатом посещения заповедника учащимися начальных классов школ № 1, 20, 49, стали:

- конкурс рисунков «Заповедный мотив»;

- викторина «Спасем земную красоту» и фотовыставка на эту тему;

- конкурс творческих работ «Стрелецкая степь»;

- сбор материала для «Красной книги Курской области»;

- оформление альбома «Степь в русской поэзии»;

- оформление альбома «Степная жемчужина».

Наравне с заповедником большую роль в формировании экологического воспитания играет «Эко-парк г. Курска», бывший «Курский областной детский эколого-биологический центр».

Основная цель посещения Эко-парка - знакомство учащихся с основами экологической культуры, формирование у них глубоких эколого-биологических знаний, экологического мировоззрения, практических умений и навыков, творческой и исследовательской деятельности, вовлечение в природоохранную и эколого-просветительскую работу.

Дети с большим удовольствием приезжают туда, т.к. там можно не только увидеть, но и потрогать, погладить, покормить животных. Здесь происходит живое общение ребенка с животными, и это играет огромную роль в формировании у ребенка гуманного отношения к природе. Ежегодно в наших школах проходит акция «Покормите птиц». Ребята изготавливают кормушки, затем вешают их во дворах своих домов.

«Птичий КВН», проведенный в рамках этой акции между учащимися 3-4 классов школ сетевого взаимодействия, способствовал привлечению внимания к проблемам зимующих птиц, расширил знания детей о пользе птиц и их охране.

Посещение музея «Курский соловей», позволил эффективно использовать в образовательной и воспитательной деятельности элементы музейной педагогики. Музей предлагает для детей и взрослых различные образовательные программы: экскурсии, интегрированные занятия и другие мероприятия.

В рамках сетевого взаимодействия состоялись конкурс «Экологическая азбука» и выставка творческих работ «В гости к осени».

Курский ипподром имеет богатую и славную историю. Его построили одним из первых в России. Это произошло в 1873 году, вскоре после открытия подобных сооружений в Санкт-Петербурге и Москве. В нынешнем виде он был построен на южной окраине Курска в 1956 году.

Общение с лошадьми развивает у ребенка ответственность и самоконтроль, расширяет диапазон его знаний и навыков, помогает не отрываться от природы.

Через призму общения с таким большим животным как лошадь, ребенок сможет увидеть насколько чутким, добрым, отзывчивым и понимающим может быть животное. Пообщаться с этими прекрасными животными можно, если приехать на ипподром.

Мы побывали в этом чудесном месте. Для нас была проведена экскурсия, дети покатались на лошадях, погладили и покормили их, понаблюдали за купанием животных.

Итогом этого маленького путешествия стали творческие работы учеников на тему «Прикоснись сердцем». Ребята подобрали загадки, стихотворения, написали и оформили сочинения, посвященные лошадям.

Анализ взаимодействия показал, что при организации сетевой инновационной деятельности есть возможность активно обмениваться идеями и опытом в рамках одного смыслового поля, развивать профессиональную мобильность педагогов, мотивировать их к участию в социально – значимых экологических проектах.

Литература

1. Бобылева О.Д. «Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа»//Начальная школа.-2003.-№5.-С.64-75.

2. Кириллова З.Л. «Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы»//Начальная школа.-1989.-№5.-С.25-27.

3. Молодцова З. В. «Экология в начальных классах»// Начальная школа.-1997.-№4.-С.70.

4. Виноградова Н.Ф. «Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы».// Начальная школа.-1997.-№4.-С.38.

 

Татьяна Владимировна Турчанинова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» города Курска, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреат общегородской педагогической премии «Признание», участник суперфинала городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года», Отличник народного просвещения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: