Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению.
Я.А. Коменский
Основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский еще в XVII веке призывал «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Его слова актуальны и в настоящее время. Для формирования стремления к знаниям и учению у современного учителя, кроме уроков, есть, установленное Федеральным Законом об образовании, внеурочное время.
Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, […], реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения учащимися метапредметных и личностных результатов. Внеурочная деятельность младших школьников направлена на освоение ими результатов основной образовательной программы начального общего образования и способствует развитию их познавательной активности.
Познавательная активность в педагогике определяется как «качество деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».
К признакам познавательной активности младших школьников можно отнести:
отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности;
стремление к учению, умственное напряжение и проявление волевых усилий;
устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности;
творческая реализация приобретенных знаний и умений.
Активизация познавательной деятельности детей на внеурочных занятиях происходит с помощью:
- наглядности и демонстрационных средств, таких как, документальное и художественное кино, вещественные источники;
- индивидуальной и групповой работы: проектирование, изготовление лэпбуков, решение проблемных ситуаций: «Волшебный сундучок», «Черный ящик»;
- ролевых и деловых игр: турниры, диспуты, КВНы, «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», игры-путешествия, игры-фантазии;
- с помощью внедрения современных информационных технологий.
Так, в 2018-2019 учебном году в рамках сетевого взаимодействия между школами во внеурочное время с целью развития познавательной активности младших школьников были проведены КТД: «Улица, на которой живёт школа», Путешествие на планету «Почемучек», «Загадки живого мира».
Каковы же условия активизации познавательной деятельности младших школьников? Это:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности;
- создание «ситуации успеха» для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности;
- организация восприятия и наблюдения;
- использование проблемных ситуаций;
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
- учет их индивидуальных способностей;
- формирование положительного отношения к учению;
- наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.
Факторами, побуждающими учащихся к активности, можно считать:
- творческий характер учебно-познавательной деятельности, который является мощным стимулом к познанию;
- исследовательский характер учебно-познавательной деятельности, который позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний;
- состязательность, являющуюся одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся;
- игровой характер проведения занятий, который представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся;
- эмоциональное воздействие, являющееся методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.
К критериям оценки познавательной активности младших школьников относится:
- интерес к изучаемому материалу;
- любознательность;
- стремление участвовать в учебной деятельности по собственному желанию;
- положительный результат самостоятельной работы обучающихся;
- положительные эмоциональные проявления к определенному учебному предмету;
- итоговый результат младших школьников при переходе на следующую ступень образования.
Результатами нашей работы по развитию познавательной активности младших школьников во внеурочное время являются эмоциональное удовлетворение учебно-поисковой деятельностью, а также формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к расширению и получению новых знаний собственными усилиями.
Литература
1. Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе // Пособие для учителя, 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011. – 172с.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников // Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011. - 221 с.
3. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность // Программа развития познавательных способностей учащихся.– М.: Просвещение, 2012. – 46с.
4. Тивикова С.К. Организация внеурочной деятельности младших школьников // Сборник программ. – М.: Русское слово, 2013. – 128 с.