Трудовая (производственная) деятельность младших школьников во внеурочное время в соответствии с ФГОС НОО




Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации ФГОС НОО. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Цель и задачи внеурочной деятельности придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Во внeурочной деятельности обучающая функция выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеурочной деятельности заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеурочной деятельности имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника. Развивающая функция внеурочной деятельности заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка.

Цель, задачи, функции внеурочной деятельности влияют на отбор ее содержания. Содержание внеурочной деятельности представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр. Организация внеурочной деятельности по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет своё представление о себе, об окружающем его мире, радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет авторитет школьника в классе.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе. Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма. Желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

Трудовое воспитание во внеурочной деятельности есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно – полезного труда.Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность, ответственность.

В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен. Анализ состояния теории и практики трудового воспитания школьников на современном этапе свидетельствует, что в стране созданы предпосылки к тому, чтобы каждое новое поколение поднималось на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки. Труд приучает младшего школьника к самообладанию, прилежанию, обдуманному употреблению времени, самодисциплине, формирует у него разнообразные навыки, умения. Человек, не обладающий трудолюбием, не сможет преодолеть ни одного препятствия, он всегда будет терпеть поражения в жизни, подводить других людей, срывать выполнение важных заданий. Бездеятельность ведет к ржавчине души. Воспитывать у младших школьников готовность к труду – это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, формировать способность актуализировать и применять их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности на благо общества.

Трудовая (профессиональная) деятельность младших школьников во внеурочное время должна развивать у них привычку и любовь к труду, должна дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание.Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для младших школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. М.: Университет, 2009. 88 с.

2. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». М.: Просвещение, 2011. 225 с.

3. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М; 2000

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: