Спортивно-оздоровительное направление развития личности младшего школьника во внеурочной деятельности «Дебаты о спорте»




Системно-деятельностный подход, который пропагандирует ФГОС НОО, а также обновление позиции учащегося, который сегодня выступает в качестве активного участника учебного процесса – все это требует от учителя совершенствования традиционных или поиска новых методов и приемов обучения. Не секрет, что традиционные методы и приемы обучения не всегда приносят бывалую эффективность, и чаще всего не способны привлечь внимание учащихся к проблемам, которые остро стоят в обществе, полноценно выявить их взгляды на происходящее. Поэтому все чаще следует использовать активные и интерактивные методы обучения.

Одна из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии - технология «Дебаты». Согласно «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Словарю иностранных слов», дебаты – это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Однако «Дебаты», как технология и метод имеют свои особенности. Это не просто свободный обмен мнениями, по какому-либо вопросу. Данный метод представляет собой формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для дебатов обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая более аргументированно защитит свою позицию.

«Дебаты» как метод обучения универсален по своему характеру, так как может быть наполнен любым содержанием, использоваться при изучении любого предмета.

Развитие и воспитание компетенций учащихся средствами метода «дебатов»:

1. Расширение общекультурного кругозора.

2. Развитие интеллектуальных способностей.

3. Развитие исследовательских и организационных навыков.

4. Развитие творческих качеств.

5. Развитие коммуникативных умений.

В качестве участника дебатов выступают:

- команда - среди них команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей;

- судьи - решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своих позиций;

- секретарь - это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры;

- ведущий - в дебатах обычно учитель.

Основные элементы дебатов:

1. Тема. Она - должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты.

2. Актуальность темы. Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нет. Определения рассматриваются, с одной стороны, как путь к исследованию темы, а с другой, как необходимые ограничения. Перед тем, как представить свои аргументы перед судьей и оппонентами, необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы.

3. Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы – наилучшая.

4. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов могут предоставлять судье свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.

5. Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикеров одной команды и ответов спикера другой команды называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

6. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они принимают решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов.

Основные этапы работы при использовании метода дебатов следующие:

1. Подготовка занятия.

2. Вступление.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть

Теперь хочу поделиться опытом организации такой формы обучения на примере дебатов о спорте «Спорт приносит пользу или вред?». Участниками дебатов выступили учащиеся 3 «Д» класса (учитель К.А.Сергеева) нашей школы.

Необходимо отметить, что данная форма работы используется в силу индивидуально-возрастных особенностей учащихся, которые могут аргументировать свою точку зрения, давать критическую оценку какому-либо событию, предлагать рекомендации, опираясь на свой личный опыт. В случае с обучением детей младшего школьного возраста – эта технология только набирает популярность.

Занятие началось с того, что я как ведущая представила участников дебатов и озвучила тему. В контексте своих слов мною было отмечено, что нет единогласного мнения по поводу того, полезен спорт для человека или нет. И на нашем занятии нам предстояло выяснить: «Спорт приносит пользу или вред?».

Был определен алгоритм ответа спикера:

1) приветствие;

2) назвать свое имя и команду, участником которой является;

3) изложение по теме занятия.

Команда № 1 – утверждающая (4 человека), команда №2 – отрицающая (4 человека). 2 человека были выбраны в качестве судей, 1 человек – секретарь. Все остальные учащиеся выступали в качестве зрителей, которые в последующем путем голосования определяли точку зрения, которая ближе для них.

Первый этап перекрестных вопросов был проведен после ответов участников под номерами 1 и 2 в каждой из команд, второй – после ответов участников под номерами 4 и 5.

Уважаемые коллеги, сейчас вам предлагается ответить на вопросы, которые были заданы детям:Можно ли занятия спортом назвать проблемой нашего времени? (Актуальность проблемы мы видим в том, что в настоящее время занятия спортом объявлены одним их главных направлений государственной политики, чтобы создать условия для регулярных занятий спортом, пропаганды активного здорового образа жизни.) Вы считаете, что в вашей школе большой процент детей, занимающихся спортом? Как вы думаете, почему Всемирная организация здравоохранения рекомендует в день проходить не менее 8000 шагов? Может ли сам ребенок предотвратить негативное влияние спорта? Важна ли личная заинтересованность ребенка при занятиях спортом? Как вы понимаете выражение Аристотеля: «Жизнь требует движений». А что как ни спорт даст нам это движение? В чём же заключается отрицательное влияние спорта на организм человека?

В составе команд были выбраны участники, которые подводили итоги выступлений.

Судьи выслушивали ответы участников, заполняли протоколы. После этого на завершающем этапе работы я как ведущий обратилась к зрителям, и предложила им выбрать среди представленных противоположных позиций ту, которая, по их мнению, правильная, обосновать свой выбор.

Завершили мы наше занятие выступлением экспертов, которые практически единогласно поддержали точку зрения утверждающей команды.

Таким образом, использование метода дебатов в учебно-воспитательном процессе можно применять и с учащимися начальной школы. Детям нравится не только сама обстановка, но и процесс, роль которую они выполняют. Дети обсуждают проблемные вопросы, обмениваются мнениями. Этот метод обладает огромным потенциалом для формирования качеств, так необходимых для детей младшего школьного возраста в современных условиях.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Светенко Т.В. Дебаты: Учебно-методический комплект.-М.: Издательство «Бонфи», 2001. – 296 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1990.-797 с.

3. Учебное пособие по игре Дебаты имени Карла Поппена

https://www/e-ng.ru/pedagogika/uchebnoe_posobie_po_igre_debaty_imeni.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: