учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 28» города Курска
Досуговые формы работы с учащимися как элемент внеурочной деятельности.
«Вся человеческая жизнь,
распадается на занятие и досуг..,
а вся деятельность человека направлена
частью на необходимое и полезное,
частью на прекрасное..».
(Аристотель)
Досуг— это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.
Досуговая деятельность в школе – это составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени учащихся, по средствам которой обучающиеся реализуют свои интересы. Досуг под руководством учителя – это внеурочная деятельность в рамках ФГОС.
Досуг ребёнка – это мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребёнка, как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация.
Организованная досуговая деятельность – это:
• пропаганда здорового образа жизни;
• интеллектуальное воспитание;
• патриотическое воспитание;
• нравственное воспитание;
• правовое воспитание.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Многообразные формы досуговой деятельности можно увидеть в исследованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по нескольким группам:
· отдых (прогулки на воздухе, турпоходы, зарницы, спортивные мероприятия и др.);
· развлечения (подвижные игры, забавы, вечера отдыха, конкурсно-развлекательные программы и др.);
· праздники (народные, государственные, международные, бытовые, семейные и т. д.);
· самообразование (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, театров, читательские конференции, встречи с интересными людьми и др.);
· творчество (декоративно-прикладное творчество, конкурсы, КВН, театрализации; фестивали и др.)
Отдых снимает усталость и напряжение, помогает расслабиться, служит для восстановления физических и психических сил. Он может быть как пассивным, так и включать в себя различные уровни и степень активности.
Развлечения в досуговой деятельности имеют компенсационный характер, исполняют роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивают как ребёнку, так и взрослому человеку смену впечатлений.
Отдых и развлечения находят свою реализацию в праздниках. Праздники реализуются путем торжественного преображения действительности. Человек, хотя бы на небольшой срок, свободен от повседневных дел, тревог, погружается в эмоционально насыщенную жизнь, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения своих чувств.
Самообразование направлено на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает умственные способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Самообразование связано с повышением эрудиции, с потребностями в духовных ценностях
Наиболее высокий уровень досуговой деятельности можно достичь в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность ставит личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии и становлении личности. Посредством досуговой деятельности младшие школьники развиваются, в процессе досуга реализуются потребности детей, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.
Литература
1. Аванесова Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.
2. Александрова З. А. Организация досуга в начальной школе // Начальное образование. - № 4. – 2010
3. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика / И.Ю. Исаева. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 197 с.
.
Марина Анатольевна Седых,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов № 38» г. Курска