Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, - задача краеведения.
Краеведческая деятельность - универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие. Школьное краеведение рассматривается не только как деятельность учащихся, направленная на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание окружающего мира на конкретном жизненном материале. Это деятельность, направленная на всестороннее познание локальной территории. В установлении связи изучаемого в школе материала по окружающему миру с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении. Он служит основой организации всех видов учебно-познавательной деятельности, а краеведческий подход является составной частью, способом его успешной реализации. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание окружающего мира согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие. Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду на прогулках и экскурсиях, на занятиях и в уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность туристско-краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью. Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей. Широкие педагогические возможности содействуют сплочению класса вокруг классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, ведущих такую работу, вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению управления детским коллективом и каждым учащимся. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе позволяет создать единый коллектив: учитель, родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия. Программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов разработана с учетом тесной связи ее с учебно-воспитательной работой школы, работой с объединениями учащихся. Она может быть использована как в классе (полным его коллективом), так и в группах продленного дня, и в кружках школы и внешкольных учреждений. Внеурочный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений. В области общественно-политического воспитания - это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения. В области трудового воспитания - это выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к лени, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами. В области нравственного воспитания - это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным. В области физического воспитания - это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье. Как видим, задачи, которые решает в области воспитания туризм, весьма широки и разнообразны. И, пожалуй, самое главное - комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект. В туристской прогулке или экскурсии на природу, когда тишина леса, красота тропинки, поляны умиротворяют возбужденного школой, семьей, двором ребенка, значительно легче осуществлять любое воспитательное воздействие. Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются в постоянном общении и вне туристических мероприятий. Но первый толчок по установлению особого стиля отношений легче принимать в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко без внешнего принуждения.
|
|
|
Литература и интернет-ресурс
1. Абухов А.Х. Туризм на новом этапе.- М.: Профиздат, 1983.
2. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. -М.: Ф.и С., 1989.
3. Рогатин Б. В ногу со временем. М.: Ф. и С., 1986.
4. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=561634
© Библиофонд