Нескучная тетрадь как форма организации познавательной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС НОО




 

В современной образовательной среде педагогу недостаточно просто быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний аудитории слушателей.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из важнейших задач становится развитие универсальных учебных действий учащихся, в том числе познавательных: умение использовать наблюдения для получения информации, проводить исследование по установлению особенностей объекта, формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, классифицировать и дифференцировать изучаемые объекты в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. А так же овладение умениями участвовать в совместной деятельности: умение определять общие цели совместной деятельности и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, проявлять готовность руководить, оценивать свой вклад в общее дело; овладение умениями работать с информацией: уметь выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета.

Использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению учеников, особенно младшего школьного возраста.

Для этого возрастного периода характерны как не устойчивое внимание, повышенная двигательная активность, так и яркость, непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, преобладание наглядно-образного мышления, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.Учащиеся свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Интерактивное обучение имеет большое влияние на развитие и становление личности ребенка. Использование ее как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения.

Каждый педагог постоянно находится в поиске новых подходов, идей, форм и методов в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны младшим школьникам и соответствовали бы их возрасту, наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи, были актуальны и востребованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании универсальных учебных действий, так как является логичным продолжением того, над чем проводится работа в урочное время, расширением и углублением знаний.

Одной из форм организации познавательной работы младших школьников во внеурочной деятельности является интерактивная форма работы.

На протяжении нескольких лет в рамках урочной и внеурочной деятельности педагоги младших классов нашей школы использовали работу с лэпбуками (lapbook) –собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Но данный формат интерактивной работы имеет и некоторые минусы: время, необходимое для создания работы, объемность и масштабность самого учебного пособия.

Основываясь на основных принципах организации работы с лэпбуком, этапах его подготовки в рамках внеурочной деятельности мы перешли к работе с интерактивными тетрадями – флэпбуками.

« Флэпбук » – в дословном переводе с английского языка значит «накопленная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Главная функция интерактивных тетрадей состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.

Флэпбук–этоотличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования. Флэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает флэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками рабочую тетрадь.

Интерактивная тетрадь – это обычная тетрадь в клеточку, котораяпозволяет превратить скучные правила или сложный для самостоятельного анализа и систематизации материал в удивительныймирволшебства.

Чаще всего структура флэпбука (интерактивной тетради) имеет следующий вид:

1 страница – место для творческого оформления тетради, обложка, которая создается самим учеником по его желанию. Чаще всего оформляется в процессе создания тетради.

2 страница – содержаниететради – то, что позволяет учащимся систематизировать собранный материал, а также сформировать навык нахождения необходимой информации.

Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было бы найти нужную тему по этому оглавлению.

Интерактивная тетрадь – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Интерактивную тетрадь можно использовать на разных этапах работы: для введения материала или его отработки, повторения темы или как демонстрационный материал.

Отличие от рабочей тетради в том, что здесь детям интересно открывать, доставать, смотреть, находить и самим что-то заполнять, поиграть с кем-то.

Плюсами интерактивной тетради являются:

- индивидуальный и дифференцируемый подход в обучении;

- интерактивные элементы помогают сэкономить пространство, тем самым уместив больше информации;

- использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работы);

- учащиеся учатся организовывать и систематизировать информацию, ведь с каждым годом всё больше и больше им приходится запоминать и обрабатывать её;

- совместная работа с родителями;

- развивающие задания;

- ручная работа, так как каждая тетрадь уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода ее создания, так как все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей;

- развитие мелкой моторики;

- поддерживается постоянный интерес к тетрадям, повышается мотивация.

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Создание интерактивных тетрадей решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Нескучная тетрадь – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, так как в процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Таким образом, такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и познавательных способностей ребенка.

Литература

1. Григорьев Д.В. Степанова П.В Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение» 2013

2. БрагуцаА.В.Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца// Начальнаяшкола. – 2011. –№6. – С. 53-55. - (Воспитание и обучение)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

4. Гатовская Д. А. Флэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015.

 

Тамара Васильевна Плохоцкая,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

руководитель МО учителей начальных классов

МБОУ «СОШ №45» города Курска,

Почётный работник общего образования РФ,

член УМО учителей начальных классов города Курска, участник конкурса профмастерства «Самый классный классный - 2015»,

призёр окружного конкурса профмастерства «Лучший учитель Сеймского округа»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: