Использование краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности как одно из средств формирования функциональной грамотности младших школьников.




 

Два мира есть у человека:

Один который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

 

Функциональная грамотность – термин не новый, однако в современной науке и практике весьма актуальный. Н.Ф. Виноградова говорит: «Функциональная грамотность младшего школьника как приоритетный результат обучения в школе есть базовое образование личности, которое отражает готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой, способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности; умения строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума».

Функциональная грамотность учащихся в современной образовательной организации должна обеспечить:

• сформированность базового уровня образования, установленного государством для определенного этапа обучения;

• возможность существования в социуме без вреда для него и конкретной личности;

• успешное продолжение обучения, достойное представление российского образования в международных исследованиях;

• сформированность умений разнообразной деятельности с представителями разных социальных и возрастных групп;

• отсутствие чувства ограниченности и недостаточной культуры по сравнению со своими сверстниками;

• стремление к самообразованию.

Одной из составляющих развития функциональной грамотности является использование краеведческого материала.Краеведение является важным элементом содержания образовательного процесса. В основе реализации программы по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

Мы согласны со словами академика Д. Лихачёва, который говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. По его словам, «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Краеведческая работа в нашей школе носит системный характер. Начиная с первого класса, дети знакомятся с программой внеурочной деятельности «Я – курянин», которая разработана заместителем директора Гладилиной М.И. и одобрена ОГБУ ДПО КИРО. Наша школа является стажировочной площадкой по апробации и внедрению данной программы.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения - поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских проектах.

Очень важно научить их наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и привить желание находить на них ответы. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Термин же «краеведение» имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

Мы учим детей осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

В системе требований к результатам в ФГОС НОО можно выделить характеристики выпускника начальной школы, которые характеризуют его как личность.

Патриотическое воспитание является одним из главных условий в воспитании младших школьников – это уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам. С этой целью проводятся экскурсии, походы, поездки, уроки мужества, квест «Я – курянин», работа в музее «Куряне и российский флот». Георгиевский сбор, парады юных друзей флота, акция «Бессмертный полк», встречи с ветеранами ВОВ и морской службы, участие в конкурсе «Открытка ветерану» стали неотъемлемой частью нашей работы.

Духовно-нравственное воспитание, как главный компонент социального заказа общества, включает с себя следующее: получение первоначальных представлений о правах и ответственности человека перед окружающими; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявление доброжелательности, толерантности, неприятие любых форм поведения, направленного на причинение физического и морального вреда другим людям. Это и посещение исторических мест (усадьбы А. А. Фета, Марьино, Коренная Пустынь), и работа в архивах, и встречи со священнослужителями, посещение храмов города и области, и проведение открытых внеурочных занятий «Я – курянин», встречи с интересными людьми нашего города: писателями, поэтами, художниками, модельерами.

Эстетическое, физическое воспитание, формирование здорового образа жизни проводится через проведение школьного фестиваля искусств имени В. Г. Шедько, посещение учреждений культуры, участие в школьных праздниках, линейках, выпускных вечерах. Проведение Малых олимпийских игр стало еще одной традицией школы.

Без трудового и экологического воспитания, без понимания их важности во внеурочной деятельности не обходится наша работа. Акции «Рождественский свет», «Пасхальная радость», фотовыставки, конкурсы рисунков, экскурсии – все это лишь малая часть большой работы.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаемся правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для нашего края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-либо теме или знакомому объекту, например улице, где находится школа;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

· умение применять свои знания в решении практических задач;

· умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность;

· познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

Наша школа является муниципальным ресурсным центром «Духовно-нравственного становления патриота и гражданина Отечества», у нас проводится ряд традиционных мероприятий для учащихся и педагогов школ города Курска и Курской области:

• Муниципальная отрытая научно-практическая конференция «Сергеевские чтения».

• Региональная отрытая научно-практическая конференция «Ушаковские чтения».

• Региональная отрытая научно-практическая конференция «Куряне-подвижники Святаго Духа».

• Региональная отрытая научно-практическая конференция «Признана, любима, хранима Курской землей».

• Региональный открытый фестиваль творческих педагогов «Учитель-курянин XXI века» (направления «Творческая мастерская учителя», «Творческая мастерская обучающегося»).

• Муниципальный отрытый проект-конкурс «Куряне-богатыри – воины Великой Победы – наш Бессмертный полк».

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую мы доносим через разнообразие форм и методов в изучении краеведения, воспитывая Человека, Гражданина, Патриота.

Литература

1. Виноградова Н.Ф., Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» /Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2017. 64 с.

2. Функциональная грамотность младшего школьника. Книга для учителя. / Под ред. Н.Ф. Виноградова. – М.: Российский учебник. Вентана- Граф, 2018. – 288 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации».

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 г. n 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: