В рамках проблемно-ценностного общения младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО




Человек должен делать выбор.

В этом и состоит его сила – в могуществе его решений.

Коэльо Пауло

В условиях современного образования детям, учителям, родителям приходится многое преодолевать, переосмысливать, принимать нововведения в образовательном пространстве.

Внедрение ИКТ во все сферы жизни диктует новые условия образования и воспитания нашего будущего поколения. От одних требуется хорошо учиться, от других – хорошо учить, а от третьих посильно оказывать помощь в образовательном и воспитательном процессе. Каждому отведена своя важная роль, и всякий ответственный участник такого образовательного пространства старается выполнить эту роль хорошо. Современному обществу постоянно предлагаются различные новшества в сфере образования. Учитель всю свою профессиональную деятельность учится вместе со своими учениками. Современный учитель, готовый отражать настоящие реальности жизни, будет близок и ученикам, и их родителям.

В соответствии с ФГОС НОО предусматривается системно-деятельностный подход, который предполагает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

· ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования;

· признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития учащихся;

· учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

· гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Казалось бы, всё учтено и безупречно, остаётся всё реализовывать на практике. Процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания, что в гармонии даёт высокообразованную, духовно-нравственную личность.

Поступая в первый класс ребёнок, учитель и родитель сталкиваются с множеством трудностей. Ученик испытывает различные трудности при освоении образовательной программы, родитель – учится заново, учитель пытается установить баланс в этой цепочке. У каждого определена своя задача. Как известно, всё новое - это хорошо забытое старое. Без обращения к традициям нет современного образования. Весь образовательный процесс строится на базовых педагогических истинах. И как бы ни диктовала жизнь свои условия мы, так или иначе, обращаемся к опыту наших предков.

Ведущую роль в образовательном процессе сейчас занимает проектная и исследовательская деятельность. Но это совсем не ново. Ведь приступая к любому делу, мы ставим цель и проектируем его, и только потом начинаем постепенно реализовать задуманное. Ребёнок ставит цель хорошо учиться, родитель – дать своему чаду, то чего не дополучили сами, учителю остаётся заинтересовать и направить ребёнка учить добиваться своей цели. И не один робот не научит учиться, как это сделает опытный, творческий учитель.

Видов педагогических проектов много и пытаться реализовать их все сразу не реально. Проект должен рождаться из потребностей, из предлагаемых обстоятельств, возникших проблем. Тогда это будет на пользу и ученику, и родителю, и учителю. Ведущая роль отводится всё-таки ученику, учитель – путеводитель, родитель - помощник. В своей работе чаще всего мы используем следующие виды педагогических проектов:

· учебно-образовательные проекты;

· научно-исследовательские проекты;

· социальные проекты;

· информационные проекты;

· творческие проекты;

· практико-ориентированные проекты;

· сетевые проекты;

· проекты личностного становления;

· духовно-нравственные проекты;

· досуговые проекты;

· смешанные проекты.

Проблемно-ценностное общение, в отличии от любого другого общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребёнка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Формой такого общения является: этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия. Нужно сделать так, чтобы всем было интересно! Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах. Это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. Основной канал общения: учитель – дети - родитель.

Приведу пример, одного из таких проектов «Выборы глазами детей» (Инсценирование с элементами кукольного театра).

Всё началось накануне выборов губернатора Курской области. Дети стали задавать вопросы:

- Что такое выборы?

- Для чего они нужны?

- Как выбирают губернатора?

- Как стать губернатором?

- Почему не голосуют дети? и т. д

Совместно было принято решение узнать всё о выборах. Ребята захотели себя попробовать в роли журналистов. Поставлена цель, сформулированы задачи для достижения результата. Огромная работа предстояла учителю, детям и родителям по подбору материала. Ребята встречались с депутатами городского собрания, Курской областной думы, задавали вопросы и записывали видеоинтервью. Благодаря администрации и учителям нашей школы, была организована встреча с губернатором Курской области Романом Старовойтом, который охотно согласился пообщаться с юными журналистами. До начала пресс-конференции он провел для них большую экскурсию по Дому Советов, ребята побывали в кабинете губернатора и зале совещаний, глава региона рассказал о своей работе, о себе, о семье и увлечениях.

На пресс-конференции вопросы у ребят были не по годам серьезными. Их интересовало, когда закончится строительство Крымского моста, какие важные государственные задачи решает губернатор, какой должна быть школа будущего и какими качествами необходимо обладать, чтобы стать лидером. Прозвучал вопрос и о том, для чего нужны выборы. Этот ответ наиболее интересовал юных журналистов – материалы этого интервью ребята использовали на мероприятии «Выборы глазами детей». Этопознавательно-развлекательное мероприятие проводилось в рамках сетевого взаимодействия между общеобразовательными учреждениями города Курска, по направлению «Проблемно-ценностное общение младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО»

Данное мероприятие проходило в форме инсценирования с элементами кукольного спектакля «Выборы в лесу» и предназначено для детей младшего школьного возраста. Участниками стали: МБОУ «СОШ №61», МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №15», МБОУ «СОШ №35», МБОУ «СОШ №50».

Целью мероприятия было изучение и трансляция процедуры выборов, и пропаганда значимости этого события в жизни всего общества.

Мы познакомили учащихся с процедурой выборов в игровой форме. Игра была направлена на привлечение их к творческой деятельности в театральном и литературном направлении, сохранение традиций. Дети получили бесценный опыт в организации и проведении предвыборной компании и журналистско-исследовательской работе, формировании навыков публичных выступлений.

Этот спектакль был презентован на школьной научно-практической конференции. Дети увлечённо рассказывали о проделанной работе, представили видеофильм, созданный их руками.

За время этой работы учащиеся неоднократно становились победителями и призёрами разных городских и интернет конкурсов «Я – лидер!» в разных номинациях. Принимали активное участие в городских воспитательных программах проводимых МБУДО «Дворец детского творчества» города Курска.

Литература

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ – 04 февраля 2010.)

2. Унатова Г.Н, Санина Н.Н. «Знать традиции народа» // Начальная школа. – 2016. №8.

3. Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение во внеурочной деятельности ФГОС Волгоград, изд. Учитель 2015

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: