Использование игры для повышения педагогической привлекательности обучения младших школьников.




 

Высоко оценивая значение игры, Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми во внеурочной деятельности, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения на внеурочной деятельности, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. Поэтому в нашей школе мы разработали игру - путешествие «Маленькая страна».

Маленькая страна – уникальна и разнообразна. В ней случается много чудес. На пути у учеников начальной школы четыре небольших города: Открытие, Радуга, Праздник, Мечта. Ребёнок должен знать, что, приложив усилия и пройдя какой-либо «переулок» или переправившись через «реку», он очутится в следующей точке путешествия.

В игре-путешествии каждый ученик с 1-го по 4-ый класс проходит определённую последовательность соревнований и игр, каждое из которых направлено на расширение различных областей знаний, на развитие каких-либо навыков, приобретение умений.

Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, а эффективность игры во многом зависит и от эмоционального настроя учителя. А сейчас мы приглашаем вас в нашу Маленькую страну и предлагаем поиграть в игру-путешествие «Знаменитые места мира».

1.Вступление

Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий. Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика:

· самостоятельно ставить учебные цели,

· проектировать пути их реализации,

· контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально к этому готов.

2. Основная часть. Выполнение задания

Уважаемые участники игры, получите карточки с текстом и инструкции (Приложение 1, 4), изучите их содержание и выполните задание.

Перед Вами игровое поле (Приложение 2). Двигаться по полю (делать шаги) необходимо согласно направлению стрелки с верным ответом. Для этого нужно прочитать внимательно текст, поразмыслить над его содержанием и ответить на вопросы. Результат своей работы (точку финиша) зафиксируйте в поле на карточке с текстом.

Приступайте к выполнению заданий. Желаем успехов!

3. Итог работы.

А теперь проверим вашу работу.

(Участники подходят к ведущим, проверяет правильность выполненного задания, получают баллы. Приложение 3).

Нашу работу хочется закончить притчей.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил мудреца: «Скажи, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет, мёртвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Так и в ваших руках многое: стать любознательным, активно познавать мир, уметь учиться, стать способным к организации собственной деятельности.

Приложение 1

Инструкция по выполнению работы

1. Прочитайте текст.

2. Встаньте на точку старта на поле.

3. Прочитайте вопрос (шаг) и выберите верный ответ к нему.

4. Делайте шаги лицом к окну согласно направлению стрелки с верным ответом.

5. Последний ответ (шаг) будет Вашей точкой финиша.

6. Запишите точку финиша в поле на карточке с текстом.

Приложение 2

Игровое поле

A1 B1 C1 D1 E1 F1 G1 H1
A2 B2 C2 D2 E2 F2 G2 H2
A3 B3 C3 D3 E3 F3 G3 H3
A4 B4 C4 D4 E4 F4 G4 H4
A5 B5 C5 D5 E5 F5 G5 H5
A6 B6 C6 D6 E6 F6 G6 H6

 

 

Приложение 3

Ответы

A 2 B 1
A 4 B 3
A 6 A 4
B 1 B 1
C 1 D 2
C 4 B 5
C 6 C 6
D 4 D 4
E 3 D 2
E 5 E 5
F 1 G 2
F 5 E 4
G 6 F 5
H 2 G 3
H 5 G 4

Приложение 4

 

Тексты (текст Е 3, F5 одинаковые)

ТОЧКА СТАРТА: E 3 = F5
ТОЧКА ФИНИША:  


Все шаги выполняйте

лицом к окну.

 

С 2000 года имя «Курская антоновка» носит ежегодная премия, присуждаемая наиболее проявившим себя в той или иной сфере жителям курской области по итогам конкурса общественного признания «Человек года».

В августе 2008 года в Курске, в центре города на улице Ленина, на площади между Воскресенско-Ильинским Храмом и головным офисом Курскпромбанка, был открыт памятник Курской антоновке (автор:Клыков Вячеслав Михайлович). Яблоко представляет собой скульптуру, изготовленную из медного листа методом выколотки, полую внутри, высотой в два метра, диаметром в полтора метра и весом в сто пятьдесят килограммов.

Шаг №1. Из какого тематического журнала был взят этот текст?

:«Курская область»: «Памятники Курска»: «Улицы города Курска»

: «История Курского края»

Шаг №2. Из какого материала была отлита скульптура?

: медь: серебро: глина: железо

Шаг №3. Кто изготовил памятник «Курская антоновка»?

: В. И. Бартенев: Н. П. Криволапов: Н И. А. Минин: В. М. Клыков

Шаг №4 Где был установлен памятник Курской антоновке?

: поселок Волокно: в центре города около Знаменского собора

: в центре Курска: на проспекте В.Клыкова

Тексты (текст C 6, D 4 одинаковые)

ТОЧКА СТАРТА: C 6 = D 4
ТОЧКА ФИНИША:


Все шаги выполняйте

лицом к окну.

Красная или розовая веточка коралла очень красива. Из неё часто делают украшения. Кораллы похожи на растения. Но это не растения, а маленькие морские животные — полипы. Их наружные известковые скелеты мы и принимаем за растения. Морские полипы живут колониями в тропических морях и надстраивают свои скелеты на скелетах уже отмерших кораллов. Этот процесс всё время повторяется. Так образуются рифы. Их больше всего в Тихом океане. Миллионы полипов оставляют после себя многотонные коралловые рифы и целые группы островов! Удивительны эти маленькие существа!

 

 

Шаг №1. Какой тематике посвящен номер журнала, в котором напечатана данная статья?

 

: «Кораллы»: «Украшения»: «Юный натуралист »

 

: «Тихий океан »

 

Шаг №2. Где больше всего коралловых рифов?

 

: в озере Байкал: в Тихом океане: в тропических морях

 


: в реках

 

Шаг №3. Как живут морские полипы?

: в одиночку: семьями: колониями: группами

 

Шаг №4. Что делают из полипов?

: мозаику: посуду: одежду: украшения

 

ТОЧКА СТАРТА: G 6
ТОЧКА ФИНИША:


Все шаги выполняйте

лицом к окну.

Знаменитый мышелов

Кот – любимый герой жителей Татарстана. Три столетия назад мыши были настоящим бедствием даже для российской императрицы. В Казани в то время жили коты мышеловы особой бойцовской породы. По императорскому приказу нескольких таких котов было доставлено в Санкт-Петербург. Мышеловы быстро избавились от грызунов в императорском дворце. В Казани в память об этой истории поставлен памятник коту.

 

 

Шаг №1. Как назывался номер журнала, в котором напечатана данная статья?

: «Танцы»: «Кулинария»: «Татарстан »: «Китай»

 

Шаг №2. В какой город доставили котов-мышеловов?

: Москва: Санкт-Петербург: Екатеринбург:Казань

 

Шаг №3. Где именно стоит памятник Коту?

: на улице: в парке: на берегу: в лесу

 

Шаг №4. Большой бедой российской императрицы были?

: крысы: мыши: тараканы: коты

 

Тексты (текст C 4, H 2 одинаковые)

ТОЧКА ФИНИША:
ТОЧКА СТАРТА: C 4 = H 2
Все шаги выполняйте

лицом к окну.

Современные художники могут собрать мозаику из чего угодно: из бекона, суши, зубочисток, кофейных зерен, маленьких фотографий. Например, американец Эрик Дэй использует в своих работах обычные канцелярские кнопки и создает из них огромные портреты. Любоваться на такие картины можно только издалека. В отличие от других материалов, кнопки легко крепятся. В такой работе главное – подобрать цвета, ведь существует всего несколько оттенков кнопок.

 

Шаг №1. Из какого тематического журнала был взят данный текст

 


: «Мозаика»: «Шри-Ланка»: «Спортивный мир »: «Радуга »

 

Шаг №2. Какое действие совершает Эрик Дэй для создания своих картин?

: рисует: лепит: пишет: крепит

 

Шаг №3. Какие материалы для мозаик не упоминались в тексте?

: кофейные зерна: канцелярские кнопки: продукты питания: спортивный инвентарь

 

Шаг №4. Какого жанра картины создает Эрик Дэй?

: пейзажи: натюрморты: портреты: абстракции

 

 

Тексты (текст B1, E 5 одинаковые)

ТОЧКА СТАРТА: B 1 = E 5
ТОЧКА ФИНИША:


Все шаги выполняйте

лицом к окну.

 

 

Морские звёзды – это интересные животные. У них нет крови, но вместо неё они используют фильтрованную морскую воду для распространения питательных веществ по телу. У них также нет мозга, а нервная система окутывает всё тело, в том числе и лучи, которых может быть до 50 штук. Морские звёзды не имеют обычных глаз, но «видят» при помощи светочувствительных пятен на кончике каждого щупальца. Название отражает местообитание морских звёзд: в пресных водоёмах они не встречаются. Это активные хищники, которые питаются моллюсками (например, мидиями, устрицами, гребешками и прочим), а также падалью (мёртвыми морскими животными).

 

 

Шаг №1. Вместо чего морские звезды используют фильтрованную воду?

 

:еды:крови:питательных веществ:воздуха

 

Шаг №2. Что отражает название этих интересных животных?

 


: фигуру: космический объект: место обитания: характер поведения

 

 

Шаг №3.Морская звезда не питается?

 


: мидиями: устрицами: гребешками: рачками

 

 

Шаг №4. Где обитают морские звезды?

 

: пресные водоёмы: океаны: озера: реки

 

 

 

Тексты (текст C 1, F1 одинаковые)

ТОЧКА СТАРТА: C 1 = F 1
ТОЧКА ФИНИША:


Все шаги выполняйте

лицом к окну.

 

 

В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная – бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов.Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня – сигнал конкурентам – место занято! Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу.

Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней.

 

Шаг №1. В какое время наименее активно поют соловьи?

 


: вечером: ночью: утром: днём

 

 

Шаг №2. Как конкуренты понимают, что территория занята?

:видят кладку: видят гнездо: видят занятую ветку: слышат песню

 

 

Шаг №3. Если мы увидим самца на ветке, то сразу узнаем в нём?

: певца: охранника: ученика: вестника

 

 

Шаг №4. Самец не поёт, когда?

: строит гнездо: воспитывает птенцов: слышит конкурента: дергает хвостом

 

ТОЧКА ФИНИША:

ТОЧКА СТАРТА: A 6

Все шаги выполняйте

лицом к окну.

 

Более 2000 лет назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Примерно в 120-й год до н.э. греческий поэт АнтипарСидонский описал семь таких мест. Все их можно отыскать на небольшой территории в восточном Средиземноморье – области, хорошо известной древнегреческим писателям. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем.

Список чудес сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений осталось лишь одно: великая пирамида в Гизе, которая находится в Египте.

Эти места известны как «семь чудес древности»

 

 

Шаг №1 В каком городе находилась великая пирамида?

: Александрия: Олимпия: Гиза: Египет

 

Шаг №2. Какой национальности был поэт АнтипарСидонский?

:египтянин:грек:римлян:американец

 

Шаг №3. На что был похож этот список?

 


:Туристический путеводитель: поэтический сборник: атлас

: карта

 

Шаг №4. В каком веке до н.э. греческий поэт описал семь чудес света?

: II:I:III:

 

Литература

1. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2011

2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013

3.Репинцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2011

 

Альбина Игоревна Писарева,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя школа №5 им. И.П. Волка» города Курска,

Людмила Ивановна Токарева,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя школа №5 им. И.П. Волка» города Курска,

Почетный работник общего образования РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: