Высоко оценивая значение игры, Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми во внеурочной деятельности, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения на внеурочной деятельности, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. Поэтому в нашей школе мы разработали игру - путешествие «Маленькая страна».
Маленькая страна – уникальна и разнообразна. В ней случается много чудес. На пути у учеников начальной школы четыре небольших города: Открытие, Радуга, Праздник, Мечта. Ребёнок должен знать, что, приложив усилия и пройдя какой-либо «переулок» или переправившись через «реку», он очутится в следующей точке путешествия.
|
В игре-путешествии каждый ученик с 1-го по 4-ый класс проходит определённую последовательность соревнований и игр, каждое из которых направлено на расширение различных областей знаний, на развитие каких-либо навыков, приобретение умений.
Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, а эффективность игры во многом зависит и от эмоционального настроя учителя. А сейчас мы приглашаем вас в нашу Маленькую страну и предлагаем поиграть в игру-путешествие «Знаменитые места мира».
1.Вступление
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий. Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика:
· самостоятельно ставить учебные цели,
· проектировать пути их реализации,
· контролировать и оценивать свои достижения.
Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально к этому готов.
2. Основная часть. Выполнение задания
Уважаемые участники игры, получите карточки с текстом и инструкции (Приложение 1, 4), изучите их содержание и выполните задание.
Перед Вами игровое поле (Приложение 2). Двигаться по полю (делать шаги) необходимо согласно направлению стрелки с верным ответом. Для этого нужно прочитать внимательно текст, поразмыслить над его содержанием и ответить на вопросы. Результат своей работы (точку финиша) зафиксируйте в поле на карточке с текстом.
|
Приступайте к выполнению заданий. Желаем успехов!
3. Итог работы.
А теперь проверим вашу работу.
(Участники подходят к ведущим, проверяет правильность выполненного задания, получают баллы. Приложение 3).
Нашу работу хочется закончить притчей.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил мудреца: «Скажи, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет, мёртвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Так и в ваших руках многое: стать любознательным, активно познавать мир, уметь учиться, стать способным к организации собственной деятельности.
Приложение 1
Инструкция по выполнению работы
1. Прочитайте текст.
2. Встаньте на точку старта на поле.
3. Прочитайте вопрос (шаг) и выберите верный ответ к нему.
4. Делайте шаги лицом к окну согласно направлению стрелки с верным ответом.
5. Последний ответ (шаг) будет Вашей точкой финиша.
6. Запишите точку финиша в поле на карточке с текстом.
Приложение 2
Игровое поле
A1 | B1 | C1 | D1 | E1 | F1 | G1 | H1 |
A2 | B2 | C2 | D2 | E2 | F2 | G2 | H2 |
A3 | B3 | C3 | D3 | E3 | F3 | G3 | H3 |
A4 | B4 | C4 | D4 | E4 | F4 | G4 | H4 |
A5 | B5 | C5 | D5 | E5 | F5 | G5 | H5 |
A6 | B6 | C6 | D6 | E6 | F6 | G6 | H6 |
Приложение 3
Ответы
A 2 | B 1 |
A 4 | B 3 |
A 6 | A 4 |
B 1 | B 1 |
C 1 | D 2 |
C 4 | B 5 |
C 6 | C 6 |
D 4 | D 4 |
E 3 | D 2 |
E 5 | E 5 |
F 1 | G 2 |
F 5 | E 4 |
G 6 | F 5 |
H 2 | G 3 |
H 5 | G 4 |
Приложение 4
Тексты (текст Е 3, F5 одинаковые)
Все шаги выполняйте
лицом к окну.
С 2000 года имя «Курская антоновка» носит ежегодная премия, присуждаемая наиболее проявившим себя в той или иной сфере жителям курской области по итогам конкурса общественного признания «Человек года». В августе 2008 года в Курске, в центре города на улице Ленина, на площади между Воскресенско-Ильинским Храмом и головным офисом Курскпромбанка, был открыт памятник Курской антоновке (автор:Клыков Вячеслав Михайлович). Яблоко представляет собой скульптуру, изготовленную из медного листа методом выколотки, полую внутри, высотой в два метра, диаметром в полтора метра и весом в сто пятьдесят килограммов. Шаг №1. Из какого тематического журнала был взят этот текст? :«Курская область»: «Памятники Курска»: «Улицы города Курска» : «История Курского края» Шаг №2. Из какого материала была отлита скульптура? : медь: серебро: глина: железо Шаг №3. Кто изготовил памятник «Курская антоновка»? : В. И. Бартенев: Н. П. Криволапов: Н И. А. Минин: В. М. Клыков Шаг №4 Где был установлен памятник Курской антоновке? : поселок Волокно: в центре города около Знаменского собора : в центре Курска: на проспекте В.Клыкова |
Тексты (текст C 6, D 4 одинаковые)
Все шаги выполняйте лицом к окну. Красная или розовая веточка коралла очень красива. Из неё часто делают украшения. Кораллы похожи на растения. Но это не растения, а маленькие морские животные — полипы. Их наружные известковые скелеты мы и принимаем за растения. Морские полипы живут колониями в тропических морях и надстраивают свои скелеты на скелетах уже отмерших кораллов. Этот процесс всё время повторяется. Так образуются рифы. Их больше всего в Тихом океане. Миллионы полипов оставляют после себя многотонные коралловые рифы и целые группы островов! Удивительны эти маленькие существа!
Шаг №1. Какой тематике посвящен номер журнала, в котором напечатана данная статья?
: «Кораллы»: «Украшения»: «Юный натуралист »
: «Тихий океан »
Шаг №2. Где больше всего коралловых рифов?
: в озере Байкал: в Тихом океане: в тропических морях
: в реках
Шаг №3. Как живут морские полипы? : в одиночку: семьями: колониями: группами
Шаг №4. Что делают из полипов? : мозаику: посуду: одежду: украшения
|
Все шаги выполняйте лицом к окну. Знаменитый мышелов Кот – любимый герой жителей Татарстана. Три столетия назад мыши были настоящим бедствием даже для российской императрицы. В Казани в то время жили коты мышеловы особой бойцовской породы. По императорскому приказу нескольких таких котов было доставлено в Санкт-Петербург. Мышеловы быстро избавились от грызунов в императорском дворце. В Казани в память об этой истории поставлен памятник коту.
Шаг №1. Как назывался номер журнала, в котором напечатана данная статья? : «Танцы»: «Кулинария»: «Татарстан »: «Китай»
Шаг №2. В какой город доставили котов-мышеловов? : Москва: Санкт-Петербург: Екатеринбург:Казань
Шаг №3. Где именно стоит памятник Коту? : на улице: в парке: на берегу: в лесу
Шаг №4. Большой бедой российской императрицы были? : крысы: мыши: тараканы: коты |
Тексты (текст C 4, H 2 одинаковые)
лицом к окну. Современные художники могут собрать мозаику из чего угодно: из бекона, суши, зубочисток, кофейных зерен, маленьких фотографий. Например, американец Эрик Дэй использует в своих работах обычные канцелярские кнопки и создает из них огромные портреты. Любоваться на такие картины можно только издалека. В отличие от других материалов, кнопки легко крепятся. В такой работе главное – подобрать цвета, ведь существует всего несколько оттенков кнопок.
Шаг №1. Из какого тематического журнала был взят данный текст
: «Мозаика»: «Шри-Ланка»: «Спортивный мир »: «Радуга »
Шаг №2. Какое действие совершает Эрик Дэй для создания своих картин? : рисует: лепит: пишет: крепит
Шаг №3. Какие материалы для мозаик не упоминались в тексте? : кофейные зерна: канцелярские кнопки: продукты питания: спортивный инвентарь
Шаг №4. Какого жанра картины создает Эрик Дэй? : пейзажи: натюрморты: портреты: абстракции
|
Тексты (текст B1, E 5 одинаковые)
Все шаги выполняйте лицом к окну.
Морские звёзды – это интересные животные. У них нет крови, но вместо неё они используют фильтрованную морскую воду для распространения питательных веществ по телу. У них также нет мозга, а нервная система окутывает всё тело, в том числе и лучи, которых может быть до 50 штук. Морские звёзды не имеют обычных глаз, но «видят» при помощи светочувствительных пятен на кончике каждого щупальца. Название отражает местообитание морских звёзд: в пресных водоёмах они не встречаются. Это активные хищники, которые питаются моллюсками (например, мидиями, устрицами, гребешками и прочим), а также падалью (мёртвыми морскими животными).
Шаг №1. Вместо чего морские звезды используют фильтрованную воду?
:еды:крови:питательных веществ:воздуха
Шаг №2. Что отражает название этих интересных животных?
: фигуру: космический объект: место обитания: характер поведения
Шаг №3.Морская звезда не питается?
: мидиями: устрицами: гребешками: рачками
Шаг №4. Где обитают морские звезды?
: пресные водоёмы: океаны: озера: реки
|
Тексты (текст C 1, F1 одинаковые)
Все шаги выполняйте лицом к окну.
В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная – бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов.Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня – сигнал конкурентам – место занято! Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней.
Шаг №1. В какое время наименее активно поют соловьи?
: вечером: ночью: утром: днём
Шаг №2. Как конкуренты понимают, что территория занята? :видят кладку: видят гнездо: видят занятую ветку: слышат песню
Шаг №3. Если мы увидим самца на ветке, то сразу узнаем в нём? : певца: охранника: ученика: вестника
Шаг №4. Самец не поёт, когда? : строит гнездо: воспитывает птенцов: слышит конкурента: дергает хвостом
| |||
Все шаги выполняйте лицом к окну.
Более 2000 лет назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Примерно в 120-й год до н.э. греческий поэт АнтипарСидонский описал семь таких мест. Все их можно отыскать на небольшой территории в восточном Средиземноморье – области, хорошо известной древнегреческим писателям. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем. Список чудес сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений осталось лишь одно: великая пирамида в Гизе, которая находится в Египте. Эти места известны как «семь чудес древности»
Шаг №1 В каком городе находилась великая пирамида? : Александрия: Олимпия: Гиза: Египет
Шаг №2. Какой национальности был поэт АнтипарСидонский? :египтянин:грек:римлян:американец
Шаг №3. На что был похож этот список?
:Туристический путеводитель: поэтический сборник: атлас : карта
Шаг №4. В каком веке до н.э. греческий поэт описал семь чудес света? : II:I:III:
|
Литература
1. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2011
2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013
3.Репинцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2011
Альбина Игоревна Писарева,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №5 им. И.П. Волка» города Курска,
Людмила Ивановна Токарева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №5 им. И.П. Волка» города Курска,
Почетный работник общего образования РФ