В соответствии с ФГОС НОО




 

В Древнем Риме ежегодно проводился смотр красоты. В нём принимали участие самые богатые женщины города. Там блистала КОРНЕЛИЯ ГРАКХ. Она многих затмевала своей красотой и дороговизной украшений. После смерти мужа ее долго не было видно, через несколько лет она снова вышла на подиум без единого украшения.

- Корнелия, где твои бриллианты? Где фамильные драгоценности?

- Сейчас покажу! - ответила красавица и вывела своих 12 …детей.

- Вот мои драгоценности!

Так может сказать любая мать, про своих детей. А у педагога драгоценности – ученики. Если ваши ученики успешны, значит вы достигли цели.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Эта деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а вот ребенок имеет право выбора.

Проблема формирования познавательных УУД у младших школьников во внеурочное время в начальной школе является актуальной в современном образовании.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа не столько источник информации, сколько учит учиться; учитель не просто проводник знаний, а личность, которая учит творческой деятельности во внеурочное время, направляет на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

В процессе формирования познавательных УУД младший школьник должен сам делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен решать задачи, которые требуют от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таят в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.

Формированию познавательных УУД способствует применение различных образовательных технологий. Для меня это технологии деятельностного типа: проблемного диалога, продуктивного чтения, технология оценивания.

Выбранный курс внеурочной деятельности в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД.

Как же спроектировать внеурочное занятие?

Для формирования УУД технология проведения занятий каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои занятия на основе этой технологии. Например, занятия «открытия» новых знаний включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация ко внеурочной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе занятия можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.

С первых занятий курса «Увлекательная грамматика» используется моделирование. Младшие школьники строят модели предложений, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса «Увлекательная грамматика». Конечно, не обойтись без схем на уроках рефлексии. Здесь дети самостоятельно фиксируют свои знания с помощью модели.Ученики в 3-4 классе обучаются поиску необходимой информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.

Тема урока может формулироваться по-разному. Например, в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают много различных гипотез, чем больше их, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и активнее проходит работа. Выбрать верный результат может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Значительная часть познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное краеведение». Школьники учатся сравнивать персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставлять произведения по жанру и по виду, обосновывать свои суждения: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом произведения дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.

Работая с произведением Е.И. Носова «Белый гусь» (4 класс) школьники делят текст на части, находят в тексте художественные приёмы, используемые автором, предполагают, как будут развиваться события дальше, находят в тексте описание природы и отрывки, которые кажутся особенно красивыми и трогательными. Так происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Курс обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений.

При изучении курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!» развиваем умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематичной, табличной, условно - знаковой), в разных источниках (атлас карт, справочная литература, словарь, сеть Интернет); школьники описывают, сравнивают, классифицируют природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями; пользуются готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделируют объекты и явления окружающего мира; проводят несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, диаграммах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Школьники приобретают навыки работы с информацией: обобщают, систематизируют, преобразовывают информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодируют и декодируют информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки)

Ученики высказывают предположение, пробуют сами ответить на проблемный вопрос, а потом проверяют или уточняют ответ. Часто возникает ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно школьники повторяют знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю важно научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Хочется рассказать про совместную познавательную деятельность, имеющую единую цель, направленную на достижение общего результата, которая реализуется в нашей школе с 2001 года. Это участие младших школьников в исследовательском обществе «Знайки». Да, начинаем с маленьких шагов. В помощь привлекаем родителей. Для проектов выбираем темы, интересные детям: «Моя семья», «Комнатные растения – целители», «Щи да каша – пища наша», «Что в имени тебе моем?» «Птицы – наши друзья», «Пластилиновая сказка», «Кто дал нам мир», «Путешествия с ЮТУб», «Дважды два – пять?», «Компьютерные игры: за и против».

А сейчас мы организуем уже совместную работу в рамках сетевого взаимодействия с родителями и учениками, классами, школами города Курска, Курской области, благодарявсе той же познавательной деятельности во внеурочное время в соответствии с ФГОС НОО.

Хочется поделиться опытом работы нашей школы. Мы на протяжении шести лет в рамках сетевого взаимодействия обменивались своими наработками с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. С.Н. Перекальского», МБОУ «Лицей № 21», МБОУ «Гимназия № 44», МБОУ «Средняя школа №5 им. Игоря Волка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с УИОП № 52», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», а с этого учебном года взаимодействовали с коллегами из Октябрьской СОШ Курского района, Курской области. Наше сотрудничество познавательное, конструктивное и креативное. Оно заключается в совместных экскурсиях, в проведение дня здоровья, мини-теле-конференциях, посвященных Дню Победы, проведения библиотечных уроков, недели начальных классов, круглых столов, заслушивание творческих и исследовательских проектов.

Борьянова Ольга Алексеевна поделится своим опытом работы по теме «Формирование познавательных УУД, как условие успешного развития ребенка в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО»

Для формирования УУД в рамках внеурочной деятельности учитель активизирует познавательную деятельность младших школьников, создает ситуацию заинтересованности для успешного развития ребенка. Основным источником стимуляции познавательного интереса во внеурочное время является содержание материала, которое несёт младшим школьникам неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.

Литература и интернет-источники

1. Осмоловская И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.

2. Стасько А.В. Личностно ориентированное обучение-средство формирования познавательной активности учащихся.// Начальная школа.-2009.-№7.-C.42-44.

3. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации.// Начальная школа.-2009.-№7.-C.26-29.

4. https://www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: