Праздники школьные – все дети довольные




 

Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от школьных будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”

«Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники», – писал К. Д. Ушинский.

Любой детский праздник «развлекая – поучает…». Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима.

Детские праздники – это еще и возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира. Поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Детский возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, наибольшее влияние оказывают на развитие внимания и памяти. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности ребенок ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий.

В процессе подготовки праздника взрослые объясняют детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывают, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Перед детьми ставится задача, которую они при помощи взрослых и выполняют. Так “запускается” механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Выделим основные этапы технологии подготовки и проведения праздников:

· выбор темы праздника;

· организационный;

· разработка сценария;

· подведение итогов.

Первый этап – выбор темы праздника. «Он определяется всей системой работы, возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания традиционных тем и тем, рождённых сегодняшним днём, духовной жизнью народа».

Тематический праздник «Посвящение в первоклассники», целесообразно проводить в конце первой четверти первого класса, в связи с тем, что дети уже ощутили себя полноценными участниками школьной жизни, познакомились с порядком и правилами учащихся, настроились на главное школьное дело – учёбу.

Второй этап – организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. Вся эта работа открывает большие возможности, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности младших школьников.

Особого внимания учителя требуют индивидуальные задания учащихся. Такие задания должны не возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которым трудно даётся учёба и кто в коллективе пока чувствует себя неуверенно. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу трудных, неконтактных детей.

Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают участие все ребята. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива.

Третий этап – разработка сценария – важная часть подготовки к празднику. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника.

При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжетная линия должна помогать раскрытию идеи праздника. В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал.

В подготовке и проведении праздника нет мелочей, и от второстепенных, на первый взгляд, фактов, оборудования и оформления, во многом зависит успех праздничного мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, необходимо, чтобы родители вместе с ребятами сделали костюмы или их элементы. Главным критерием подбора материала является зрелищность, яркость и веселость.

Четвёртый этап – подведение итогов. После праздника надо дать детям возможность обменяться мнениями, выразить свои эмоции, чувства. Такие обсуждения желательно проводить после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения.

Таким образом, каждый праздник – это вдумчивая, разносторонняя, объёмная работа учителя, коллектива детей, родителей. Удачно выбранная тема, творчески разработанный сценарий, позволит претворить задуманную идею в жизнь. Разумеется, вся эта работа требует от классного руководителя большой затраты сил, энергии, но зато приносит удовлетворение и педагогу, и детям, и родителям.

В этом учебном году у меня новый набор первоклассников. За неполный учебный год в классе были проведены следующие праздники:

1. «Давайте познакомимся»
2. «Арбузник»
3. «Посвящение в первоклассники»
Робкими, «закрытыми» были мои ученики в начале учебного года. Но, включившись в учебный процесс, участвуя в этих праздниках, ребята постепенно раскрепощаются, появляется уверенность в собственных силах. Если на первом празднике «Давайте познакомимся» и дети, и родители были пассивными участниками происходящего, то на последующих праздниках они постепенно включились в творческую деятельность. Значительную нагрузку взяли на себя родители. Они были главными героями праздников, а дети читали стихи, разгадывали загадки, пели песни и были задействованы в театре – экспромте.

Народный учитель А.А. Захаренко говорил о том, что «школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которая увлекает сразу троих – учителя, ребёнка, родителя и тут же реализуется. Учитель призван реализовать мечты детей». И мы в своей работе с детьми стараемся следовать этому.

Цель внеурочной деятельности, согласно ФГОС, - «создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий во внеурочной деятельности в начальной школе несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений и способствует их реализации:

1. Повышение качества взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.

2. Укрепление неформальных связей внутри коллектива.

3. Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных учеников и целого коллектива.

4. Развитие психических процессов.

5. Повышение общего кругозора ребят и их познавательной активности.

6. Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Древнегреческий философ Демокрит говорил: «Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора». Почаще устраивайте себе и своим детям праздники!

Литература

1. Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.

2. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие.- СПб, 2008.

3. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. // Никитина М.И., Панин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников.- СП б, 2014.

4. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.

5. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.:АСТ-АТД, 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: