Народное творчество как средство воспитания и развития художественных способностей у детей младшего школьного возраста




В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Роллан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»

Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

На занятиях внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой край» мы стараемся ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей народов России, создать условия для развития творческого потенциала личности ребёнка через освоение художественного наследия. Воспитываем у детей уважительное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

Большое место в развитии художественных способностей детей занимает знакомство с народными промыслами нашего края, дошедшими до нас из глубины веков. Для проведения мастер-классов по изготовлению кожлянской игрушки приглашаем сотрудников Курчатовского краеведческого музея и потомственных мастеров из семьи Ольги Дериглазовой, одной из основательниц этого промысла.Изготовление и роспись игрушек по традициям народных промыслов Курской области вызывает большой интерес у младших школьников.

В развитии художественных способностей учащихся большую роль играет их участие в традиционных праздниках. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры. Ученики с желанием включаются в процесс подготовки праздников и принимают в них активное участие.

Каждый год в нашей школе мы проводим «Проводы русской зимы». В празднике с удовольствием участвуют ребята всех возрастов.

В этом году в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений города Курска мы провели квест-игру «Масленичные забавы».

На каждом этапе командам были предложены задания различного характера – творческие, логические, на физическую выносливость. Победила команда, прошедшая маршрут за наименьшее количество времени и справившаяся со всеми заданиями.

На каждой станции ребят встречали ведущие в традиционной одежде Курской губернии.

На станции «Заигрыш» дети познакомились с традиционными русскими играми, померялись силой и ловкостью.

На станции «Лакомка» под руководством педагога дополнительного образования Елены Альбертовны Растороцкой изготовили домашнююМасленичку и угощались блинами.

На станции «Разгуляй» познакомились с фольклорными традициями Курской губернии, с танцевальными элементами курского самобытного танца «Тимоня», пели песни, водили хороводы.

Сила воздействия на младшего школьника произведений народного творчества наиболее эффективна тогда, когда ознакомление с ними проводится, основываясь на собственную деятельность ученика.

Литература

1. Акинин В.П. К мудрости ступенька: о русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. –М.: Просвещение, 2008

2. Астахов С.В. Духовность в современной школе//Начальная школа плюс до и после.-2011-№1

3. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков.-М.: Просвещение, 2010

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: