Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий его инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы творческий потенциал мог активизироваться, нужно создать определённые условия, прежде всего, ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В современной школе огромное внимание уделяется именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и, в первую очередь, в познании.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.
Творчество – это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
|
Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:
ü усиление педагогического влияния на жизнь учащегося в свободное время;
ü организация досуговой деятельности;
ü выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей;
ü создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
ü оказание помощи в поисках «себя»;
ü создание условий для индивидуального развития в избранной сфере;
ü развитие творческих способностей, общения, взаимодействия, сотрудничества;
ü расширение рамок общения с социумом;
ü воспитание культуры досуговой деятельности.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.
Художественное творчество–это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов.
Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Для этого выделяют некие факторы творческой деятельности, такие как способности.
|
Г.Л. Ермаш относит к способностям труд, волю, вдохновение, чувства, память, мышление, интуицию, воображение, фантазию, талант и т.д.
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.Важным психологическим фактором художественного творчества является память, которая носит творческий характер.Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. Особенно плодотворен творческий процесс, когда ребёнок находится в состоянии вдохновения.
Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.
Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены.
Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.
|
В нашей школе реализуется широкий спектр программ внеурочной деятельности, направленных на развитие творческого потенциала учащихся: «До-ми-солька», «Музыкальное народное творчество», «Актёрская грамота», «Народный театр», «Сценическая речь», «Квиллинг», «Основы изобразительной грамоты», «Азбука здоровья», «Занимательная грамматика», «Умники и умницы», «Я–курянин», «Юный исследователь».
Такое направление внеурочной деятельности как «Актёрская грамота», реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Данная внеурочная деятельность способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Интернет-ресурсы
1.Сайт «Академик». Художественное творчество
https://spiritual_culture.academic.ru/2379/Художественное_творчество
2. Сайт «Мультиурок».Развитие художественных способностей школьников во внеурочной деятельности
https://multiurok.ru/index.php/files/razvitiie-khudozhiestviennykh-sposobnostiei-shkol.html
3. Сайт «Учебные материалы». Понятие о художественном творчестве
https://works.doklad.ru/view/B06zk2CYrsI.html