Мастер-класс «Мастерство общения»




Цель: развитие коммуникативных навыков педагогов.

Задачи:

· обучить эффективным способам общения;

· продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации;

· расширить возможность установления контакта в различных ситуациях общения;

· развить умения невербального общения.

Материалы: бумага, карандаши, газетные листы, карточки с надписями животных (на количество участников).

Ход мастер-класса

Актуализация проблемы

Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса. Подлинное мастерство возможно при наличии высокого уровня знаний и умений во всех областях педагогической деятельности. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа современного педагога как профессионала. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция руководства и коллег — от этого зависит успешность жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в деятельности и поведении норм общественной морали. Она включает в себя и манеру общения, выразительность эмоциональных состояний, культуру речи учителя, а главное — комплекс нравственно-психологических свойств, таких как: взаимопонимание, умение чувствовать состояние других участников общения, правильно понимать полученную информацию, соблюдение конфиденциальности. Педагогическое общение — это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений.

Формирование темы и цели мастер-класса

Тема мастер-класса посвящена развитию коммуникативных навыков педагогов, ведь общение в педагогическом коллективе надо строить опираясь на то, что все мы делаем одно общее дело, а значит должны помогать друг другу, понимать друг друга и по возможности избегать конфликтности. Здесь применим девиз: «Учитесь властвовать собой!»

Практическая часть

Упражнение «Знакомство-комплимент» направлено на умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Участники встают в круг. Первый человек называет своё имя, а сосед слева повторяет имя и на первую букву этого имени прилагательное, которое, по его мнению, подходит. После называет своё имя, и следующий участник произносит имя соседа и прилагательное на первую букву.

Упражнение «Испорченный телефон» показывает, как важно уметь чётко и точно передавать информацию.

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе необходимо передать по принципу детской игры «испорченный телефон» фразу, а затем сравнить то, что услышал первый, с тем, что услышал последний человек в цепочке передачи сообщения.

Фраза для первой группы: осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовые к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Фраза для второй группы: мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть.

Фраза для третьей группы: на дворе – трава, на траве – дрова.

Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Упражнение «Кто вы?» продемонстрирует, насколько хорошо мы можем понимать друг друга без слов.

На карточках написано название животного (кошка, медведь, лиса, кролик, обезьяна, коза). Карточки повторяются дважды. Задача участников — найти свою пару, используя только невербальные средства общения.

Вывод: порой наши жесты, мимика говорят о нас больше, чем слова.

Упражнение «Кочки» направлено на развитие умения договариваться.

Участники делятся на лягушек и крокодилов. Каждому участнику выдается листок газеты, который обозначает кочку. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты, при этом наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки.

Вывод: развитые коммуникативные навыки, сплоченность членов группы, умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща помогает группе эффективно работать.

Подведение итогов

Успех любого общения строится на психологических подходах и знании основ психологии общения. Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А.Б.Добрович):

—Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

— Учитесь видеть в каждом человеке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым.

— Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем.

— Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

— Чаще улыбайтесь другим людям. Улыбка располагает к себе окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает стремление общаться с вами.

— Развивайте свой внутренний мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно, когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Высшим уровнем культуры педагогического общения является выработанная, сформированная воспитанием и образованием готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой общественно принятых норм, профессионального долга и ответственности за результаты своего труда.

Литература и интернет-источники:

1.Введение в специальность: Учебное пособие для студентов пед.институтов/ Л.И.Рувинский, В.А.Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988.www.psilist.net/pedagogika.htm

2.Голубцова М. В. Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/archive/102/23523/

3.Магальник Л.А. Теоретические основы и методы управления образовательным учреждением: Учебное пособие.- 2 издание, исправленное и дополненное. – Иркутск: ИПКРО, 2006.

4.Щекин В.А., Щекина Ю.Д. и др. Социально-психологические аспекты управления. Учебное пособие. Часть 1. – Иркутск: ИПКРО, 2006.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: