Елена Васильевна Конорева,




учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя школа № 29 им. И. Н. Зикеева»

города Курска,

Почётный работник общего образования

Мастер-класс

«Спорт, движение для нас - это просто высший класс! »

Цель: содействовать сохранению и укреплению здоровья учителей и школьников, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Задачи:

- обсудить вопросы здоровьесбережения;

- поделиться личным опытом работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;

-показать практическую значимость использования игры,убедить педагогов в целесообразности её использования.

Оборудование: разноцветные листы формата А 4 (по 6 листков разного цвета), карточки с записанными понятиями.

Методы работы с аудиторией: беседа, практикум, игра.

 

Ход мастер-класса

1.Организационный этап.

Актуализация проблемы. (выступление 2 учеников)

-Есть на свете здоровые нации. В Исландии и Швеции,

Финляндии и Греции

Быть здоровым это модно, Почётно, стильно и удобно.

- Есть долгожители, С чудом сравнимые, Символ Японии, Но не России.

-А что же в России?

-В России – беда! И нужно менять нашу жизнь, Раз и навсегда!

Притча о ценностях. (учитель)

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто - то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете – сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Как вы думаете, кого они впустили в свой дом?....... Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство, а больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе ему.

-И чтобы сохранить здоровье, помните везде и всегда- надо двигаться друзья.

2.Основной этап.

Имитационная игра на слушателях.

Конструирование кораблика из бумаги (техника оригами)

-Я предлагаю отправиться в оздоровительный круиз на современной яхте, которую мы построим своими руками.

(На столах у каждого участника лист цветной бумаги и карточки - Деньги. Квартира.Любовь. Здоровье. Работа. Драгоценности.)

Показ и построение кораблика из бумаги

-Нам необходимо взять с собой ценности. Выберите 5 из 6 (карточки у каждого участника):

Деньги. Квартира.Любовь. Здоровье. Работа. Драгоценности.

-Корабль терпит крушение из-за перегрузки,выбросите за борт 2 наименее значимые для вас ценности…..потом ещё 2….

-Что осталось?

- Здоровье!!!

- Между прочим, здоровым должно быть не только тело, я предлагаю голосовать за нравственное здоровье, здоровье нашей души.

- Да. Еще древние философы считали, что при болезнях надо врачевать дух.

- Не допускайте в свою душу злобу, зависть неуважение к окружающим и тогда увидите, как болезни и плохое состояние испарятся сами собой.

- Тебе грустно?

- Тоскливо?

- И нет настроения?

- Помни, что лучше всего - общение.

- По словам Сент-Экзюпери «самая большая роскошь на свете» …. человеческое общение. И ничего нет лучше общения,чем общение через игру…

(выступление 2 учеников)

1.Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

2.У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один играет в «салки»

Другой бросает «кости»

Якуты и чуваши играются в юрту,

Русскому народу мила игра «лапта»

Но Родина Россия, у нас у всех одна.(вместе)

-На занятиях мы играем в игры разных народов мира: русские, татарские, бурятские, казахские. А любимая игра моих детей - мордовская «В ключи».

Проведение игры ( Команды по цвету бумаги)

«В ключи» (Мордовская игра)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя), у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

-Молодцы!

3. Заключительный этап.

Рефлексия.

-А теперь, послушайте старинную притчу.

- У одного знаменитого мастера было много учеников. И не было вопроса, на который он не мог бы дать мудрый ответ. Вот однажды один из учеников решил испытать его. Он поймал на лугу самую красивую бабочку, зажал её между ладонями и спросил учителя: «Какая бабочка у меня в руках живая или мёртвая?»

Учитель не оборачиваясь, ответил: «Всё в твоих руках».

И я хочу вам сказать, что всё в ваших руках; ваша красота и ваше здоровье.

Передаю из своих ладоней в ладони вам «бабочку», сопровождая словами (здоровье - это ….), а вы сопровождаете этот жест ответом на вопрос (- что такое здоровье…), и передаёт также «бабочку» следующему …. (пока каждый участник не произнесёт своё определение). Учителю возвращается бабочка, он поднимает её перед собой на ладонях.

- А я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье своих учеников.

(выступление 1 ученика)

- Мы в 21 век вошли

И этот век пусть будет совершенно безопасным.

Привычкам вредным скажем дружно «НЕТ»

Будь, человек, здоровым и прекрасным.

Своё здоровье спортом укрепляй,

Ходи в походы и встречай рассветы,

Секрет успеха в жизни твердо знай-

Твоё здоровье, ты запомни это.

Песня в исполнении 2 ученикао красоте ….здоровье…доброте…

Литература

1. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.,1991.

2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры 2-е издание. Москва, «Просвещение» «Владос», 1995.

3. Ковалева Е.А. Лучшие игры и развлечения для детей и родителей. М.: ООО "ИД РИПОЛ классик", ООО Издательство "ДОМ ХХI век", 2006.

 

Наталья Александровна Косинова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №45"

города Курска

Наталья Владимировна Лукина,

учитель начальных классов

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №45"

города Курска

Олеся Викторовна Ершова,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МБОУДО «Дворец детского творчества»

 

Мастер - класс "Народная тряпичная кукла "Осенняя Берегиня"

Цель:

- воспитать уважение к истории и традициям русского народа;

- изготовить народную куклу «ОсенняяБерегиня» из ткани с декоративными элементами.

Задачи:

- познакомить с этапами изготовления куклы,

- учить работать с разными материалами;

- воспитывать интерес к народной культуре.


Ход мастер-класса:

Из истории

С давних времен люди верили в то, что обереги способны защитить человека от различных напастей, бед, болезней и злых духов, помогают сохранить семью, найти любовь, приобрести и сохранить благополучие и богатство, принести удачу. Одним из самых распространенных и популярных у древних славян считался оберег – тряпичная кукла. Для наших предков кукла была не просто детской забавой или оригинальным предметом интерьера, а магическим предметом, который должен был делаться в соответствии с определенными правилами и обладал магической силой.

История тряпичной куклы насчитывает не одно столетие. Этот магический предмет с незапамятных времен выполнял функции оберега и был участником различных ритуальных обрядов. Кроме того, тряпичные куклы являлись любимой игрушкой не одного поколения славян. В быту каждого человека, как правило, имелась кукла-оберег для дома и семьи. Эта поделка оберегала всех домочадцев, охраняла дом и благополучие семьи. Тряпичные куклы еще назывались мотанками или узелковыми и считались мощным оберегом. Возраст такой поделки составляет более 3 тыс. лет, а история возникновения связана с появлением льна. Куклы набивались соломой, тканью и иными материалами, в волосы вплетались нитки и веревки. А до появления тряпичной поделки использовалась зольная, которая считалась первой из всех кукол, которые использовались как обереги. В любой семье, где появлялся ребенок, в колыбельку клалась игрушка-оберег. Поделка оберегала новорожденного от сглаза, порчи, болезней и нехороших людей на протяжении всей жизни и практически всегда была первой игрушкой ребенка. Когда болел новорожденный или кто-то другой, создавалась кукла, делая которую словами вплеталась болезнь. Такие тряпичные куклы сжигались сразу после своего создания, забирая тем самым хворь на себя. Игровая кукла как была, так и есть — одна из самых распространенных забав для детей. Нарядные, мягкие и красивые – такие куклы в ярких костюмах с вышивкой, волосы с лентами. У каждой девушки на Руси в приданом была такая поделка, которая часто передавалась из поколения в поколение. В наше время интерес к куклам ручной работы только возрастает, и очень многие занимаются коллекционированием нарядных поделок в народных костюмах. Тряпичные куклы уже не одно тысячелетие пользуются популярностью, ведь обереги и игрушки, созданные собственноручно – уникальные вещи, которые защищают от неприятностей и болезней и хранят тепло рук мастерицы, вложившей часть души в поделку. Тряпичные куклы на Руси довольно часто использовались, как обереги, и не было ни одной семьи, в которой бы не было нескольких поделок. Самая первая поделка делалась для новорожденного, потом перед свадьбой и практически к каждому большому празднику. Считалось, что чем богаче семья, тем больше в доме кукол. И, несмотря на то, что было огромное множество различных кукол, все они выполняли практически идентичные функции: использовались как обереги; были участницами различных обрядов и многих праздников; считались символами добра, счастья, благополучия, продолжения рода и достатка; выполняли развивающую функцию для ребенка, приобщая его к традициям и культуре народа.

Тряпичные куклы наших предков были безликими и несли в себе доброе начало. Считалось, что кукла с лицом обретала душу и могла быть использована для наведения порчи и черного колдовства. Кроме того, создание куклы с лицом могло стать опасным: в момент создания поделки мастерица, даже сама о том не подозревая, думает о ком-нибудь, неосознанно придавая игрушке черты данного человека. И, чтобы магические предметы можно было использовать как обереги и они были абсолютно безопасными, их делали без лица. Изготовление куклы считалось сугубо женским занятием. Как правило, мужчины не могли даже смотреть на сам процесс. От качества работы женщины могла зависеть ее судьба и жизнь семьи и всего рода. Поэтому перед таким ответственным делом представительницы подготавливались и делали кукол только в хорошем настроении. Самую первую куклу девушка делала в возрасте 12-13 лет, а по качеству поделки можно было судить, готова ли она к замужеству. Самые лучшие из сделанных поделок хранились и составляли часть приданого. Куклы с самого рождения сопровождали наших предков. И самая первая кукла оказывала влияние на судьбу еще не родившегося ребенка, согревая его колыбельку до рождения, а после — оберегая от зла и нечисти. Славянские обереги не просто украшали интерьер, но и были непосредственными участниками народных праздников, помощниками в быту и личной жизни, хранительницами спокойствия, достатка и любви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: