Трудовое (профессиональное) воспитание учащихся начальной школы через внеурочную деятельность.




Начать свой разговор с вами я хочу с притчи. У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова перестала давать молоко. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре и рукавицах, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

В ФГОС НОО определены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования. Одним из них является - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия.

Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Развитие учебных навыков является одним из компонентов трудового воспитания.

Я хочу остановиться на общественно полезном труде – как одном из основных компонентов системы трудового (профессионального) воспитания младших школьников. Он предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую цель содействовать всестороннему развитию личности, а также воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания.

Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе.

Работу нужно организовать как по группам, так и индивидуально. Перед внеурочными практическими занятиями учащимся следует рассказать об особенностях предстоящей работы, подробно показать приемы ее выполнения, обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, поставить задачу выполнения задания в определенный срок.

Основное условие успеха работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства проводим беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию дома.

Во внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью и весной дети следят за чистотой на своей территории, наспортивной и других площадках; делают с родителями кормушки, развешивают их и подкармливают птиц зимой. Как правило, необходимость этих работ осознается учащимися без долгих убеждений.

При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности.

Известно, что дети всех возрастов, в том числе начальных классов, очень любят состязания, что и используется в работе. Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующими длительного напряжения. Кроме того, соревнуясь, друг с другом, ребята приучаются выполнять свою работу хорошо, тщательно, красиво и скоро.

Воспитание трудолюбия не заканчивается выше перечисленными методами, средствами. В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению».

Проблема трудового воспитания молодёжи архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества в целом

Литература

1. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. –М:Педагогика, 1976.– 68 с.

2. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с

3. Легков Л. Диалектика воспитания // Семья и школа. – 2008. – №12. – с.17-19.

 

 

Наталья Николаевна Кондаурова,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 10 им. Е.И.Зеленко»,

города Курска,

почетный работник общего образованияРФ,

председатель УМО учителей начальных классов города Курска,

лауреат городской премии «Признание»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: