Воспитательный и развивающий потенциал игры во внеурочной деятельности младших школьников




«…Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»

В. А. Сухомлинский

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. В педагогике в последнее время, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка.

Игра для ребенка не только отдых и развлечения, но и вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. В играх ребенок развивается физически и умственно, сталкивается с миром современной техники. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка. Необходимо постоянно находить и применять такие игры, которые способствуют развитию детей. Все игры в совокупности должны обязательно вести к определенным педагогическим целям и достигать их. Начиная организовывать игры в детском коллективе, необходимо опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. А затем плавно корректировать и перестраивать существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным преображением.

Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры и являются веселым развлечением, способом времяпрепровождения. Но степень полезности большинства игр, как средства развития, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное, от ее характера и целей. Вся сущность ребенка проявляется в играх. И если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего очень трудно добиться путем бесед, собраний и других методов и приемов воздействия на ребенка, очень утомляющих его.

Таким образом, игра - это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Игра вызывает бодрое и веселое настроение, приносит радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные навыки, умения и знания, которые понадобятся им в жизни. Вот почему игры должны широко применяться в работе с детьми.

Игра практически всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью нравственного воспитания, усвоения правил и норм сложнейших человеческих отношений в социуме, психического и физического развития подрастающего поколения. Основная функция игры заключается в том, что она снимает напряжение эмоционального состояния ребенка, предоставляя ему неподдельные чувства радости и удовлетворения. Через игру ребенок познает окружающий мир, налаживает эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми. Игра является средством развития интеллекта, формирования психических процессов, свободного проявления фантазии и творческой самореализации, приобретения сноровки, ловкости, быстроты реакций и многое другое. Эти воспитательные и развивающие потенциалы игры широко используются педагогами во внеурочной деятельности в школе для целенаправленного интенсивного воздействия на формирование и развитие личности ребенка.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат в полном объеме создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

Педагоги нашей школы не только активно используют игровую технологию во внеурочной деятельности, но и практикуют ее в рамках сетевого взаимодействия. Взаимодействуя не только со школами города, но и с дошкольным отделением нашей школы, в сотрудничестве с воспитателями был организован Новогодний праздник, где ученики 2 А класса (учитель Ковалева Н.С.) и учащийся 11 А класса, сыгравший Деда Мороза, подготовили театрализованное представление и проводили игры с малышами. На этом мы не остановились, а продолжаем работу по взаимодействию и обменом опыта. Праздники 8 марта, Пасху, 1-е сентября школьники, дошколята и педагоги провели вместе.

Несколько лет мы сотрудничаем с образовательными и культурными учреждениями города. Курский краеведческий музей предлагает не только экскурсии, но и познавательные развивающие игры. Курский областной музей археологии, картинная галерея им. А. Дейнеки, пожарно-спасательный музей Курской области, курский детский эколого-биологический центр, давно и прочно стали нашими союзниками и неоценимыми помощниками в развитии и воспитании младших школьников во внеурочной деятельности.

С педагогами Центра детского творчества, Центра семейного чтения и досуга ежегодно проводим тематические встречи, праздники, культурно-массовые мероприятия.

Начали развивать сотрудничество с ЮЗГУ и его филиалом. Учащиеся 2 А класса (учитель Ковалева Н.С.) и 3 Б класса (учитель Печурина Н.А.) участвовали во Всероссийском фестивале науки, а также побывали в художественных мастерских ЮЗГУ. Игры, викторины способствовали интеллектуальному развитию и творческому воображению младших школьников.

Использование различных видов подвижных, интеллектуальных, дидактических, социальных игр продемонстрировали учителя во время проведения недели начальных классов. Квест «Дари добро» прошла в 3-их классах начальной школы, а во 2-ых классах был проведен интеллектуальный марафон.

Активно участвовали наши педагоги в сетевом взаимодействии со школами города. Поучаствовать в он-лайн турнире вежливости, который подготовила и организовала учитель-логопед нашей школы, имели возможность все школы города.

В рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов школ города было проведено мероприятие «Мы идем на день рождения». Учащиеся 2 В класса (учитель Бакланова Л.И.) и гости из других школ не только получили этические понятия, положительные эмоции, но и практический результат - поздравительные открытки, выполненные в стиле «Кардмейкинг».

В школе педагогами используются физические и интеллектуально-развивающие игры, которые направлены на создание новых образов, идей, на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать образы предметов на основе схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов (обучающие игры, театрализованная деятельность, конкурсы, аукционы), социальные (сюжетно-ролевые и деловые игры), психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения).

По мере включения в игру, ребенок овладевает определенными умениями, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности - в учебную, трудовую. Дети демонстрируют свои способности, учатся думать и мыслить, а главное в таких играх хорошо формируется воображение.

Подвижные игры. Деятельность в таких играх благоприятно влияет на кору головного мозга, она образует как временные положительные, так и отрицательные связи, увеличивает подвижность нервных процессов. Также подвижные игры воспитывают волю, дисциплинированность, выдержку, ловкость, быстроту. Подвижные игры помогают сплотиться детям, найти общий язык друг с другом.

Несколько видов подвижных игр можно провести на любом занятии внеурочной деятельности («Ленивые восьмерки», «Шапочка для размышления», «Зоркие глазки», «Пальчиковые игры» и др.)

Среди интеллектуально-развивающихигрможно выделить следующие виды:

- Литературные игры: формируют интерес к чтению у учащихся. Познакомившись с какой - либо книгой, дети всем классом готовят домашнее задание и приходят на игру, которая включает интеллектуальные, творческие, подвижные задания и конкурсы. Цель таких игр - формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальных способностей, освоение навыков коллективной деятельности.

- Игры на комбинирование: это такие игры, как танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

- Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность действий какой - либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

- Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы

К интеллектуально-развивающим играм также относятся викторины, аттракционы, конкурсы и т.д.

Психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения) используются во внеурочной деятельности для коррекции и снижения агрессивного поведения младших школьников, для коррекции страхов, развития коммуникативных навыков детей.

В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность учащегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. Развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

2. Коммуникативную: освоение диалектики общения.

3. Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

4. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

5. Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

6. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.

7. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Что даёт игра младшему школьнику? Свободу, порядок, гармонию, увлеченность, активизацию умственных способностей, компенсацию недостатков, предполагает обучение, совершенствует творческие навыки, развивает воображение, даёт поиск оптимальных решений, даёт психологическую устойчивость, увеличивает потребность ребенка в общении.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.

// Вопросы психологии. - 1966. - № 6

2. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника.

// Педагогика. - 2012. - № 9

 


Вероника Игоревна Кожевникова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №10 им. Е.И. Зеленко» города Курска



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: