В соответствии с ФГОС НОО




Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...

Д.С. Лихачев

В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед современным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, обладающего чувством принадлежности к своей родине. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательной и творческой активности, направленной на преобразование окружающего мира.

Что такое краеведение? Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей», - такое определение краеведения дается в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, - задача краеведения.

Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь занятия по краеведению обладают уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего младших школьников с помощью краеведческих ресурсов и средств.

Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому необходима постоянная работа над её формированием и развитием. Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Основная цель такой работы – знакомство с родным краем.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей. Краеведение способно формировать любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.

Краеведение является неотъемлемой частью образовательного процесса как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность позволяет глубже знакомиться с достопримечательностями родного края. В нашем лицее активно используются различные формы краеведческой работы. Начиная с 1 класса вводится курс внеурочной деятельности «Край, которым я горжусь», в рамках которого дети вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность, организуются выездные экскурсии к памятным местам нашего края, виртуальные экскурсии, во время которых учащиеся могут посетить удивительные места нашей области. Одним из примеров является виртуальная экскурсия в село Горналь, на родину поэта Александра Андреевича Судженко.

Мы отправляемся в виртуальное путешествие по родному краю, узнаем о достопримечательностях области через медиа-экскурсии, читаем литературу, рассматриваем иллюстрации с изображением достопримечательностей и значимых мест родного края, собираем сведения о памятниках города.

Одним из этапов работы является экологическое краеведение. Для реализации этого направления нами была разработана программа исследовательского проекта «Земля – наш общий дом!», целью которого является формирование экологической культуры младших школьников. Проект рассчитан на 4 года, начиная с 1 класса в рамках первого тематического модуля «В гостях у зеленого друга» учащиеся узнают о растениях родного края, их особенностях жизнедеятельности. В рамках второго тематического модуля «Наши знакомые – насекомые» ученики ищут информацию о насекомых родного края. Во 2 классе дети осваивают особенности индивидуального исследования по следующим тематическим модулям:

- лекарственные растения «Красной книги Курской области»;

- насекомые «Красной книги Курской области»;

- звери «Красной книги Курской области»;

- обитатели Курского леса.

Итогом работы являются научно-исследовательские конференции, на которых ученики представляют результаты своих исследований.

На территорииКурской области, есть места, включенные в список особо охраняемых природных территорий. К ним относятся памятники природы.

Организовано сотрудничество с эколого-информационным центром Центрально-черноземного государственного биосферного заповедника имени Василия Васильевича Алёхина: ученики с 1 класса участвуют в конкурсах и викторинах, организуемых центром, например, в фотоконкурсе «Птицы – наши ближайшие соседи», областном конкурсе «Птичья столовая», конкурсе рисунков, посвященном восьмидесятилетию заповедника.

Есть победители и призеры городского конкурса «Птицы – наши друзья» в рамках городского экологического марафона «Природа рядом с нами», участники региональной научно-практической школьной конференции «Мой заповедный остров».

Посещая Центрально-черноземный заповедник, ребята знакомятся с лекарственными растениями, редкими видами животных, знакомятся с Красной Книгой Курской области. В рамках курса внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом» на семинаре директоров города Курска учителем Табарокишвили Н.И. было дано занятие в 3 классе по теме «Растения Красной книги Курской области». Учитель Табарокишвили Н.И. стала победителем в номинации «Природное наследие Курского края» в конкурсе «Творческая мастерская учителя» в рамках проведения регионального фестиваля творческих педагогов «Учитель-курянин XXI века».

По историческим и природным объектам нашего края созданы разные туристические маршруты. Совместно с центром историко-культурного наследия города Курска учащиеся с большим интересом посещают экскурсии: троллейбусную экскурсию «Курск – город воинской славы», экскурсии «Курск военный», «Путешествие во времени на ретро-трамвае», «Пешеходная экскурсия вЗнаменский собор», а также экскурсии «Курск православный» и «Курская Коренная пустынь».

Наша задача – пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков, за своих бабушек и дедушек, родителей, провести исследование их вклада в историю города и области. Мы знакомимся с именами знаменитых земляков, с которыми были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни города и области. В этом помогают экскурсии на родину знаменитой певицы Надежды Васильевны Плевицкой, замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара, поездка в музей-усадьбу великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.

Не забываем посещать места воинской славы, посвященные Героям Курской битвы: музей боевой славы «Третье ратное поле России» в поселке Прохоровка, мемориальный комплекс «Курская дуга», Триумфальная арка, Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы.

Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, познать литературу и тех, кто создает ее. Результатом изучения литературы родного края стало участие детей в муниципальных и региональных фестивалях и конкурсах. Наши дети стали дипломантами 1 степени творческого марафона, посвященного памяти писателя-земляка Константина Дмитриевича Воробьева «Соловьиный край – словесная сокровищница России», заняли 3 место в городском конкурсе «Создаем домашний музей», который проводился в рамках городской воспитательной программы «Моя родословная» в номинации «Семейный альбом», стали победителями в конкурсе творческих работ, посвященных Евгению Ивановичу Носову в номинации «Герои моего города», в городском конкурсе, посвященном 75-летию Курской битвы «История войны в истории семьи».

Сведения о родном городе можно использовать и в качестве исходного материала для составления задач по математике. Именно поэтому появился проект «Город Курск в числах и задачах», над которым работали ребята нашего лицея под руководством учителя начальных классов Мотиной Натальи Петровны. При реализации данного проекта нужно было найти и изучить числа и величины в рамках следующих тем: «Курск: общие сведения», «Курск старинный», «Курск промышленный», «Курск – город воинской славы», «Природа Курска». На основе материалов, подготовленных в процессе работы над проектом, было проведено занятие по математике «Город Курск в числах и цифрах», дети составили сборник задач под руководством учителя.

Ежегодно проводятся такие мероприятия, как «День птиц», акция «Покорми птиц зимой», практическая деятельность по созданию кормушек, скворечников. Одновременно проходит знакомство с птицами нашей области.

В рамках сетевого взаимодействия учителей начального общего образования г. Курска ежегодно организуются межшкольные мероприятия были проведены литературно-музыкальная композиция «Стоял мой Курск в огне разрушен...» (2015-2016 учебный год), конкурс-игра по краеведению «Край, которым я горжусь» (2018-2019 учебный год), литературно-музыкальная композиция «Край, родной навек любимый» (2018-2019 учебный год).

Такая систематическая работа показала, что изучение истории и культуры родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т.е. почувствовать себя причастным к своей малой родине. Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать свой путь, ведь от чего ты идёшь, можно лучше продумать, куда идти. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Интернет – ресурсы

1. Заочная экскурсия «Литературные места Курского края». URL: https://infourok.ru/zaochnaya-ekskursiya-literaturnie-mesta-kurskogo-kraya-860132.html

2. Литературные хроники Курского края. URL:https://old-kursk.ru/book/chronicles/index.html

3. Писатели Курского края: биобиблиографический справочник / Ком.по культуре Курской обл., Курская обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева, Курская писательская орг. Союза писателей России; [сост. А. Кибякова, Е. Мазнева, Е. Чурилова]. - Курск: Славянка, 2007. - 350 с.:портр.; 21 см.; ISBN 978-5-91267-010-7. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003540634

 

Наталья Александровна Каткова,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45»,

участник суперфиналов городских конкурсов профессионального мастерства «Самый классный классный», «Учитель года», победитель окружного конкурса «Любимый учитель Сеймского округа»

 

Музейная педагогика как одна из моделей организации внеурочной деятельности по краеведению через работу школьного музея «Великое в малом» в рамках сетевого взаимодействия со школами ближнего зарубежья

Работа по внеурочной деятельности детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и актуализирует внимание и поддержку со стороны общества и государства.

В ФГОС НОО направлению патриотического воспитания отводится ключевое место. Одним из приоритетных направлений является туристско – краеведческое, которое обеспечивает удовлетворение потребностей ребенка в знаниях об окружающем мире, формирование патриотического мировоззрения как части культуры личности.

Задачами этой направленности является изучение исторических процессов, явлений, событий, фактов, памятников материальной и духовной культуры России.

Главенствующий мотив – память, как творческая сила, поднимающая человека и коренящаяся в чувстве к Родине. Потребность воспитывать патриотов находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности школы: кружков, поисковых отрядов, клубов. Закономерным итогом краеведческой деятельности нередко становится создание музеев, выставок, проектов. В нашей школе это музей «Великое в малом».

В рамках работы по внеурочной деятельности на экскурсии в Марьино, руководитель группы сообщил, что на территории Дворцово-паркового комплекса находился реабилитационный центр для космонавтов после совершения полётов. Тема космоса была, есть и будет актуальной в образовании. В нашей школе данной теме уделяется большое внимание. Всё началось с юбилейной даты – 50-ти летия со дня первого полёта человека в космос. Была проведена следующая работа: в школе появился космический зал, где располагался эксклюзивный баннер с портретом Ю.А. Гагарина, первый выпуск школьной газеты был посвящён женщинам-космонавтам. У нас в школе работает интереснейший человек А.В Забродний, который долгое время жил и работал на космодроме Байконур. Он имеет уникальную подборку видеофильмов о космосе, которые показывают ребятам редкие экспонаты с Байконура, рассказывает о космонавтах, с которыми был лично знаком А.В Забродний. Стало традицией организовывать выставку «Космос глазами детей». Кстати, победитель школьной, а затем и городской выставки Краснов Владислав был награждён поездкой в Звёздный городок. Космический форум, мастер-класс по моделированию, ежегодный запуск модели ракеты – это неполный список мероприятий, посвящённых космической теме.

И город Курск также имеет непосредственное отношение к этой теме. Это и астроном Ф.А. Семёнов, и первый интернет-сайт, созданный курянином, посвящённый пилотируемой космонавтике. Это и Игорь Волк, чьё имя носит школа №5, которую окончил в 1954 году будущий космонавт; и школа №50 имени Ю.А. Гагарина. Это и музей космонавтики, которому завидуют заядлые коллекционеры и другие крупные музеи, ведь именно здесь у нас хранится медицинская карта Ю.А. Гагарина. А в Щигровской средней школе Курской области хранится лунный глобус, который часто держал в руках космонавт №1. В ЮЗГУ регулярно проходят недели Космоса. На последней, кстати, присутствовал правнук основоположника космоса К. Циолковского и лётчик-космонавт Олег Артемьев, который рассказал, что города Курск, Курчатов и Воронеж являются для космонавтов главными ориентирами, потому что всегда, пролетая над Россией, они находятся в зоне видимости. А Курчатовское водохранилище имеет форму семечки с перегородкой посередине. И в целом из космоса курская земля выглядит очень красиво.

Знакомя детей с космонавтами, я не могла не рассказать о Г.Т. Береговом, моем земляке, который жил в г. Енакиево Донецкой области.

Посылом для возобновления совместной деятельности с бывшими коллегами стала заинтересовавшая детей тема знакомства с космонавтами страны. Благодаря сетевому взаимодействию мы предложили сотрудничество в этом направлении школам г. Енакиево.

С 2014 г. в ДНР нет мира, остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучая культуру прошлого и настоящего своей Родины. Несмотря на боевые действия и сложную обстановку в республике, результатом стал наш совместный проект по этой теме.

Наши дети совершили виртуальную экскурсию в музей имени Г.Берегового, услышали рассказ об этом человеке, побывали на классном часе в школе №13 г. Енакиево, задавали вопросы и получали на них ответы.

А мы рассказали детям и своим коллегам из школы г. Енакиево о своей «космической» школе, о своём «космическом» городе.

Такой вид сотрудничества обогащает всесторонне. Мы, в свою очередь, узнали то, к чему возможно бы никогда не прикоснулись.

Оказывается, жизнь Георгия Тимофеевича была яркая как атака, атака во имя мира, и он всегда был в строю. Его жизнь – яркий пример, на котором можно воспитывать юных патриотов.

Учился Г. Береговой в средней школе г. Енакиево, с детства увлекался авиамоделированием, был активным участником Енакиевского аэроклуба. Работал на местном металлургическом заводе. Прошёл всю войну, сделал 186 боевых вылетов. Трижды его сбивали враги, столько же раз его самолет горел. Он был ранен в одном из этих боёв.

За проявленную в летных боях отвагу в 1944 году Г. Береговой был удостоен наивысшей награды – Золотой Звезды Героя Советского Союза.

После войны герой не отступил от своей мечты детства и в 1956г стал Заслуженным летчиком-испытателем.

В 1964 году его зачисляют в отряд космонавтов. За полет в космос Г.Т. Береговой был во второй раз награжден Звездой Героя.

В период с 1972 г. по 1987 г. – он руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина.

Г.Т. Береговой, имя которого знает почти весь мир, обладал огромным количеством всевозможных наград и званий, и при этом всегда о себе говорил очень скромно: "Таких ребят, как я - тысячи, возможно, сотни тысяч". Но в истории советской авиации и космонавтики он навсегда остался единственным космонавтом, прошедшим войну.

В 2020 г. мы будем праздновать 75-летие Великой Победы. И в этом ракурсе, биография Георгия Тимофеевича, как героя войны, занимает одну из первых ступеней Почёта. Его жизнь - пример для многих поколений. И мы ещё не раз обратимся к биографии человека, который своим героизмом приближал Победу и покорял Космос.

Звёздный сын Космоса, Г. Береговой – почётный гражданин г.Енакиево ДНР. Каждый год город грандиозно отмечает 12 апреля – День космонавтики, а 15 апреля -День рождения космонавта №12 Г.Берегового. Город тесно сотрудничает с Роскосмосом, приглашает космонавтов к себе в гости.

Музею им. Г.Т. Берегового, который виртуально посетили наши дети, чуть больше 30 лет. Он насчитывает более 15 тыс. экспонатов, причём все они являются подарками жителей города, земляков и гостей. Некоторые из них уникальны!

Донецкий край, как и Курский богат своей историей, трудовыми и ратными подвигами земляков, которые прославили страну навеки!

Тема сотрудничества действительно важна, так как память – это сила, воспитывающая в человеке любовь к Родине!

Литература и интернет-ресурс

1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История. Теория, практика - М.:

Высшая школа.2004 г.

2. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по

музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологи.- М.: Издательство

РИК. 2001г.

3. Ванслова Е.Г. «МузейнаяпедагогикавXXI”, Мир Музея, 2005г.

4. https://swsu.ru/news/student/Space_week_in_the_city-

_and_even_ended_with_a_Grand_feast_/

5. https://www.youtube.com/watch?v=wwQfo3rHTts

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: