Приобщение учащихся к истокам русской культуры во внеурочной деятельности через изучение курских промыслов




"Самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия", сказал Михаил Иванович Калинин. Именно поэтому мы и уделяем в нашей школе большое внимание туристско-краеведческой работе.

В рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов школ города у нас прошла игра-путешествие "Курские промыслы на Коренской ярмарке". Мероприятие показало, насколько интересна эта тема для наших детей. А мастер-классы по Курской росписи и изготовлению кукол-берегинь вызвали восторг у детей и взрослых. Они ушли с готовым продуктом своей деятельности, что очень важно, так как дети сейчас недостаточно занимаются прикладной деятельностью, в частности, связанной с Курскими промыслами. Готовясь к мероприятию, был организован передвижной музей, экспонаты для которого дети собирали вместе с родителями.

Мы узнали, что гончарный промысел - один из самых старейших промыслов на Курской земле. Наибольшим спросом пользовалась и до сих пор пользуется посуда. Она изготавливается из разных глин: красной, белой, серой, желтой. Кожлянские игрушки представляют собой одиночные фигуры или целые композиции. В каждой из них ощущаются отзвуки сказки. Элементы росписи были простейшими, но всегда обозначавшими пожелания добра: прямые и косые линии (земля, благодатный дождь), решётки (земля, поделённые на наделы), ёлочки (растения, урожай, древо жизни), волнистые линии (влага, река), пятнышки (семена, всходы, плодородие).В кожлянские игрушки, кроме игровой функции, заложен обереговый смысл: петух – победа добра и света, уточка – домашний очаг, баран – богатство, корова или барыня – плодородие, олень или конь – счастье, медведь – сила. Верили, что их свист отгонял недобрых духов.

Бондарство- ремесло по изготовлению бочек, кадок, бочонков, ушатов. С деревянными промыслами было тесно связано изготовление икон. Иконописанием занималось исключительно малороссийское население, проживавшее в сл. Борисовке Грайворонского уезда. В 1887 г. в Борисовке насчитывалось 500 иконописцев. Самые популярные темы икон - Спаситель, Божья Матерь, Николай Чудотворец, Тихвинская Божья Матерь, св. Харлампий и св. Власий (покровители скота и защитники от поветрий), Козельщанская Божья Матерь. Обозы с обряженными иконами уходили в Киев, Рыльск, Харьков, Белгород.

Саморядовское узорное ткачество - известный промысел в нашем крае. Ткачихи ткали чудесные рушники и скатерти с разноцветными геометрическими обереговыми орнаментами. До свадьбы девушка должна была выткать не менее 30-40 штук одних рушников, не считая сшитых платьев, рубах, вытканного холста или поясов. Часть из них уходила на подарки родне мужа, другая – на убранство избы и украшение на праздниках, использование в повседневном быту. Рушник сопровождал человека всю жизнь, от рождения до смерти. Его использовали в крещении младенца, дарили молодожёнам, на нём опускали гроб в могилу. Самыми красивыми рушниками с богатым орнаментом украшали избу на праздники. В саморядовских рушниках каждый орнамент призван охранять людей: птица – это душа умершего, две птицы – влюбленные, ромб – знак мужской силы, крест – символ солнца, древо жизни – добро и плодородие. Рушники и скатерти ткали и на белом, и на клетчатом фоне (красном, синем).

Ковроткачество- изготовление ковров вручную или машинами. А ковры у нас с пышными букетами и гирляндами садовых или полевых цветов на черном или цветном фоне.

Плетение из растительных материалов. Это простейшая утварь для дома (корзинки, лукошки) и конечно же мебель. Мастера плетения сейчас есть в каждом районе области.

Славилась Курская губерния и своими кузнецами. В начале ХХ века кузнечный промысел был наиболее развит в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольском, Фатежском и Щигровском уездах, заштатном городе Мирополье.

Курскую художественную роспись по праву называют курская хохлома.Поначалу роспись изделий была очень похожа на традиционную, Семёновскую, но постепенно стала приобретать свои особенности. Она как-бы вобрала в себя понемногу образы природы и ремёсел, свойственных Курской земле.

Были в нашем крае и кустари-музыканты. В селе Нижнее ОльховатоеЩигровского уезда, деревне Воронцово, Карасевке Курского уезда делали гармонику - неизменного спутника и сопроводителя всех народных праздников.

Изготовление тряпичных и соломенных обереговых кукол пользуется популярностью и в наши дни. Наши предки клали такие куклы в колыбель младенцу от сглаза, дарили жениху и невесте на счастье, использовали в специальных обрядах. Современные мастерицы так же, как и их бабушки, делают куколок без лица, чтобы, по поверью, в живую (т.е. с ликом) куклу не вселился злой дух.

Литература и интернет-ресурс

- Котова И.Н., Котова А.С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла." – Спб.: Паритет, 2003 г.

- Ефремова Л. И. "Курские рушники: методическое и познавательное издание. Курск, 2008 г.

- Егоров В. Г., Зозуля О. А., Сарыков Е. С. "Кустарные промыслы Курской губернии"

- https://www. /doc/Kovrotkahestvo. html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: