Художественно-творческая деятельность младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО




 

«Дети должны расти в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, творчества...»

В.А. Сухомлинский

 

Наше время - это время перемен. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной решать проблемы общества, реализуя свои личностные запросы. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В современном мире художественное образование играет довольно важную роль. Поэтому образовательный процесс начинается с самого раннего возраста. Но при этом, стоит понимать, что лишь внеурочная деятельность сможет раскрыть ребенку «мир творчества и эстетики». Такой вид образования помогает формировать мировоззрение, ценности, нравственные ориентиры и развивать творческий потенциал ребенка.

В «Концепции художественного образования РФ» прежде всего, определяются задачи и приоритеты в организации детского художественного образования. В начальной школе главным является формирование у школьников «…базовых оснований и первичных сведений, на основе которых и сложится система эстетических знаний и собственные художественно-практические навыки у ребенка». Также художественное образование отвечает за духовно-нравственное развитие школьника, которое и позволит сформировать моральные качества, т. е. истинные представления о человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии внешнего мира.

Художественное воспитание выполняет функцию своеобразного «проводника»: оно прививает школьнику интерес, прежде всего к «миру искусства», при этом открывает его творческое начало, показывая как, ребенок может повлиять на нашу культуру.

Оно осуществляется в нескольких формах: через кружки и дополнительные занятия, через посещение культурно-значимых мероприятий, таких как художественные выставки, театральные постановки, творческие вечера и т.д. Но при этом, нужно понимать, что художественно-культурный аспект включается и в школьную программу. Он может принимать максимально разные формы: художественно-дидактические игры (как во время основного учебного процесса, так и на кружках), посещение выставок и музеев, показ элементов культурно- творческого достояния (фрагменты театральных постановок, фильмов, интервью, лекций и т.д).

Актуализация художественно-творческих заданий через проведение художественно-дидактических игр и упражнений помогает не только показать детям традиционно-культурную составляющую, но и гармонично сформировать внутренний мир. Они развивают интеллект, творческую активность и воображение ребенка. Художественно-дидактические игры используются как средство развития конкретных художественных умений и навыков, фантазии и творческого мышления. Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности и общему отношению к занятиям. А так как внеурочные занятия проводятся после основного учебного процесса такие игры еще и позволяют восстановить физические силы учащегося и настроить на рабочий лад. Применив такой метод, мы сможем актуализировать творческие знания на занятиях кружка.

В масштабе художественно-творческой внеурочной деятельности посещение культурных мероприятий занимает важное место. Массовый просмотр театральной постановки, посещение выставки, музея или экскурсии, прежде всего, помогает в процессе вторичной социализации, т. е. с ранних лет прививает ребенку этикет, манеры и культурное поведение. Но также оно прямым образом влияет на формирование «чувства прекрасного», моральных ценностей и мировоззрения в целом. Встреча школьника и искусства лицом к лицу позволяет раскрыть творческий потенциал детей и почувствовать на подсознательном уровне стойкую связь человека, искусства и народной культуры. Такое введение в художественную деятельность объясняет обычаи и традиции, раскрывая при этом часть исторического наследия нашей страны, формирует ценностное патриотическое отношение к народной культуре и опыт самостоятельных художественно-творческих действий в процессе познавания мира.

Просмотр кинематографической хроники в современном мире также важен, как и посещение музеев, так как, с психологической точки зрения, ребенок 21 века чувствует себя более комфортно, в более привычной обстановке, просматривая документальный фильм, нежели выбираясь в театр. Такая атмосфера и делает эту форму художественно-творческого образования эффективной. Углубление в культурный аспект с помощью документалистики помогает школьнику приобщиться к современному творчеству, показывая искусство с другой стороны, что способствует расширению кругозора учащегося.

Все эти методы направлены на формирование ценностного отношения у младшего школьника, которое, по словам психологов, определяет его эмоционально-психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни и направленность личности. С точки зрения психологии, в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления, что и делает культурное образование таким значимым.

То есть, раскрывая дверь в «мир искусства» учитель помогает ребенку познать свой внутренний мир и гармонично сформироваться его личности. Но при этом, не стоит забывать, что максимально эффективным методом усвоения художественно-творческих знаний является личный опыт учащегося.

Переход в такую активную роль хорошо осуществляется с помощью акций. Они позволяют наполнить художественно-творческую деятельность ребенка личностным социально значимым смыслом. То есть, посещение научной выставки или ярмарки рукоделия, где школьник является непосредственным участником, способно не только освободить его творческое «я», но и непосредственно повлиять на его личность.

Кроме того, важна опора на национально-культурные особенности. При составлении внеурочных программ, направленных на художественно-творческое образование, учитываем то, что позволяет воспитывать интерес к активному изучению истории материальной культуры своей страны и края. Следовательно, посещение краеведческого музея – необходимый минимум для формирования целостной картины мира у учащегося.

Комплексная реализация педагогических условий и симбиоз данных методов способны максимально удовлетворить потребности младших школьников в художественно-творческой деятельности, активно развить эстетическое восприятие, сформировать художественную грамотность и органично дополнить основной учебный процесс. Именно такой подход сможет раскрыть творческий потенциал ребенка, развить его внутренний мир, сформировать нравственную картину мира и духовно его обогатить.

 

Для школы наших дней характерно стремление к творчеству. Но школа – это всё, же мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Литература

1. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор.

Центр теории воспитания института теории и истории педагогики

РАО/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Малахова И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность. – Минск: Белорусская наука, 2005.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: