Спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальных классах как формирование основ здорового и безопасного образа жизни




«Здоровьё – не всё, но всё без здоровья – ничто».

Сократ

 

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и у тебя все получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Знаете ли вы, что счастливый ребёнок – это, прежде всего здоровый ребёнок, а уже потом знающий назубок таблицу умножения и умеющий говорить по-английски. А в наше время очень остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего возраста. Оптимальная двигательная активность детей способствует улучшению их здоровья, бодрому физическому и нравственному самочувствию, повышает жизнестойкость по отношению к разного рода нагрузкам и стрессам, содействует разумному переходу от умственного труда к физическому, положительно влияет на успеваемость. Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы. При этом необходимо учитывать психические особенности детей. Занятия с ними должны носить познавательный характер и хорошую эмоциональную окраску, быть разнообразными и интересными. С этой целью нужно шире использовать всевозможные формы подвижных и спортивных игр. Можно сказать о положительном эффекте занятия, в котором до 80% времени учебно-тренировочный материал преподносится в игровой форме. Играя, дети не только познают мир вокруг себя, но и преображают его. Поскольку для большинства подвижных игр требуется достаточно большое количество играющих, то игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками. Создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации ребёнка в обществе. К тому же, групповые игры учат сплоченности в коллективе, товариществу и взаимовыручке. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх учащиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. На каждом занятии мы не только развиваем двигательные качества у детей, но и прививаем младшим школьникам навыки правильного здорового питания, личной гигиены, режима дня, здорового сна.

К основным формам внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в начальных классах относятся: - организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях; - организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, подвижные игры, спортивные праздники, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки); - организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе; - проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.С введением обучения по ФГОС мы в школе провели опрос среди родителей, который определил направление внеурочной деятельности. Большинство родителей выбрало спортивно-оздоровительное направление. Родители хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми.В рамках сетевого взаимодействия в январе 2019 года учащиеся 3 а класса (учитель начальных классов Янова М.В.) приняли участие в турнире по шахматам и шашкам, организованном МБОУ «СОШ № 40». Школьники проявили внимание, смекалку, показали своё мастерство и достойно заняли призовые места в турнире «Спорт – ступенька к успеху». Шахматы как вид спорта признаны в 100 странах. В 1999 году международный олимпийский комитет (МОК) признал шахматы спортом, но не включил в олимпийскую программу .В феврале 2019 года обучающиеся 3 б класса (учитель начальных классов Шишанова Г.В.) приняли участие в квесте «Светофор здорового питания», который проходил в МБОУ «СОШ № 48 им. Р.М.Каменева» в рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов. Речь шла о регулировании питания, формировании основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.На базе нашей школы состоялась маршрутная игра «Быть здоровым здорово!» среди обучающихся 4-х классов. Младшие школьники подготовили выставку детских рисунков по теме «Мы за здоровый образ жизни!». Ребята из разных школ с огромным интересом участвовали в конкурсной программе. Проводить игру учителям помогали учащиеся старших классов. На базе МБОУ «СОШ № З6» прошла игра-путешествие «Игры и развлечения наших родителей». Дети с удовольствием играли в забытые многими игры: «Горелки», «Колечко-колечко», «Резиночка», «Ручеёк», «Классики». В марте 2019 года на базе нашей школы члены сетевого взаимодействия активно включились в коллективно-творческое дело «Дерево здоровья». Цель КТД: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Спортивный праздник, как форма внеурочной деятельности, обладает огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и духовных качеств. Спортивные праздники — это яркие, эмоциональные мероприятия. В программу спортивных праздников нашей школы входят: дни здоровья и спорта, соревнования школьников «Веселые старты», совместные мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья», физкультурные тематические праздники. Важным направлением внеурочной работы по спортивно-оздоровительному направлению является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью проводятся экскурсии: «Сезонные изменения и как их принимает человек», «Природа – источник здоровья», «У природы нет плохой погоды». В осенне-зимний период традиционно проводятся беседы с учащимися по профилактике гриппа. Дети сами создают листовки с советами, как уберечься от простудных заболеваний. В школьном уголке размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.). Мы учим детей расслабляться, снимать напряжение с помощью дыхательных упражнений. В своей работе я так же использую такие формы работы, как круглый стол, тесты и анкетирование, просмотры видеофильмов. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если будем сами вести здоровый образ жизни, можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми как интеллектуально и духовно, так и физически. «Без здоровья нет счастья», - гласит народная мудрость. Наша главная задача - сделать всё зависящее от нас, чтобы наши дети были здоровы и счастливы.

Литература 1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004. 2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2011 г., 223 с.

 

Ольга Александровна Исакова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ"СОШ №45" города Курска

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: