Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
ü 1-й столбик таблицы в листе ответов - математика и техника;
ü 2-й столбик - гуманитарная сфера;
ü 3-й столбик - художественная деятельность;
ü 4-й столбик - физкультура и спорт;
ü 5-й столбик - коммуникативные интересы;
ü 6-й столбик - природа и естествознание;
ü 7-й столбик - домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика необходима не только для диагностики, она поможет и в решении коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны в качестве опорной схемы для дальнейших наблюдений за ребенком.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование проявляется там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренных детей интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика поможет активизировать работу с родителями, подтолкнуть их к изучению интересов й склонностей собственных детей. Интересно также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит учителю создать более полную картину направленности интересов ребенка и выявить зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Приложение 3
Описание методики «Интеллектуальный портрет»
Характеристики познавательной сферы ребенка
1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности. Ярко выражен в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинений историй, конструировании и др.
2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения задач, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направления поиска решения проблемы.
3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большего числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству предложенных вариантов решения разнообразных проблем и создания продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез - напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляются, помимо реи.1ения специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям, способности долгого сопротивления утомляемости в процессе однообразной деятельности.
7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.