В соответствии с ФГОС НОО




 

Жан-Жак Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Перед современной школой стоит задача подготовить детей к жизни. Это значит, что помимо всего прочего, мы должны обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Важно помнить, что духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы зависит от жизнерадостности, бодрости и здоровья детей. Таким образом, появляется проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний как на уроках, так и во внеурочное время. Подробнее я остановлюсь на важности здоровьесбережения во внеурочной деятельности.

На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).

Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Занятия после уроков – это совсем другой мир, мир творчества, где каждый ребёнок имеет возможность раскрыть себя и проявить с другой стороны. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, ведь именно так можно превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье младших школьников.

Разнообразие форм и методов даёт учителю большой простор для планирования и воплощения задуманного в работе с детьми. Это и кружковая работа, когда в ходе занятий реализуется запланированная на определённый срок программа, и участие в ежегодных или ежемесячных акциях. Здоровьесберегающие технологии используют в подготовке и проведении отдельно взятого мероприятия. Учить детей сохранять своё здоровье можно и нужно и в ежедневном общении с учениками.

Я расскажу о некоторых направлениях здоровьесберегающих технологий, используемых мной и педагогами нашей школы во внеурочной деятельности.

 

Физкультурно-оздоровительные технологии. Реализуются не только на уроках физической культуры. Использовать их учитель начальной школы может и во время внеурочной деятельности. Дети очень любят подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Интересные игры можно подобрать во время любого сезона, для большой или маленькой компании, с оборудованием или без. Вместо того, чтобы лишний раз сидеть за партами, можно выйти хотя бы даже в школьный двор или сад и организовать игру, подходящую теме вашего занятия.

Также в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий школьного уровня можно провести массовые зарядки на свежем воздухе, Дни здоровья, Весёлые старты.

Экологические здоровьесберегающие технологии. Реализовать эти технологии можно не только при помощи беседы, сбора информации, пропаганды бережного отношения к окружающему миру, но и выполнять реальные дела. Например, младшим школьникам по силам участвовать в таких делах как: уход за цветами в классе и школе; уборка территории и класса от мусора; забота о птицах зимой, сбор макулатуры.

Здесь важный момент – не только дать теорию, но и связать с практикой, давая детям понять, что даже от небольших дел будет польза.

Проведение тематических экскурсий, лекториев, бесед, интерактивных и диалоговых семинаров. Практика проведения различных тематических мероприятий обеспечивает формирование у учащегося представления о культуре здоровья, что достигается путём изучения теоретических основ здорового образа жизни. К этому можно отнести беседы на темы: «Правильное питание», «Здоровый образ жизни», «Режим дня», «Польза зарядки», «Делаем уроки правильно» и так далее.

Проектная работа. Здесь достаточно широкое поле для работы, очень много тем и вариантов исполнения: как индивидуальная работа, так и групповая, коллективная. Как составляющие проектной деятельности, учащиеся могут выполнить плакаты на тему «Здоровье», рисунки, книжки-малышки, сочинить сказки, стихотворения, загадки, или же целостный проект, включающий в себя исследование по конкретной проблеме.

Возможны и коллективные работы. Так, моим классом была выполнена коллективная работа по теме «Охранять природу – значит охранять мир». Класс был поделён на группы, каждая работала над своим вопросом. Проводились анкетирования, дети сочиняли стихи, рисовали, мастерили плакаты. Итогом всего была презентация по результатам работы, где мы делали вывод, что, если будет здорова природа, будем здоровы и мы сами.

Важно определить, какая именно форма работы будет максимально эффективна и интересна ребятам. Достаточно ли нам одного разговора на эту тему или следует разработать целую систему мероприятий, чтобы достичь поставленной цели. Дети могут быть исследователями, зрителями, слушателями. Поработаем индивидуально или группами? Сколько времени использовать на реализацию задуманного? Как начать работу, чтобы ребятам захотелось стать моими соавторами? Эти и многие другие важные вопросы следует обдумать заранее. Очень хочется, чтобы в итоге наше общение нашло свой отклик в детской душе, дало работу его мысли, мысль выразилась в словах, а слова стали делами.

В современной школе обязательно надо сохранять и развивать богатейший опыт внеурочной работы с учащимися. Необходимо выстраивать новые образовательные пространства, для того, чтобы ребенок мог свободно развиваться, воспитывать у него эстетическое восприятие окружающего мира. Вместе с тем, важно сохранять психическое и физическое здоровье ребёнка, что обязательно для учащихся современной начальной школы.

Литература

1. Галан Т. Г. Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя) // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 77-79.

2. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1‑4 классы. М.: «ВАКО», 2010, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Ольга Михайловна Давидова,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя школа №5 им. И.П. Волка» города Курска,

член УМОучителей начальных классов города Курск.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: