Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность, либо ориентация на достижение определенного социального результата.
Методы работы учащихся в рамках проектной деятельности:
ü наблюдение;
ü анализ литературы;
ü тестирование;
ü проведение опытов, экспериментов;
ü выполнение практических работ.
При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала личности ребенка, степени его одаренности.
Одаренность - это совокупность свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение той или иной деятельности и получение результатов выше среднего. Однако не все учащиеся могут достигнуть результатов выше среднего уровня. Невысокая успеваемость школьника приводит к низкой самооценке.
Все дети от природы обладают потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не раскрываются, то в этом зачастую виноваты взрослые, не обеспечившие должных условий.
Перед началом работы над проектом учитель (руководитель проекта) разрабатывает план организации проектной деятельности в классе (примерный план представлен в приложении 1. Также педагог может составить перечень всех тем проектов учащихся, записать фамилию и имя закрепленного за каждым проектом ученика.
В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит с классом ряд исследований с целью изучения не только уровня готовности ребенка к обучению в ОО, но и уровня его творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Для этой цели педагог может использовать «Карту интересов младших школьников». Описание методики исследования интересов учащихся «Карта интересов младших школьников» представлено в приложении 2.
|
Кроме того, педагог использует методику «Интеллектуальный портрет». Описание методики «Интеллектуальный портрет» представлено в приложении 3.
С этой же целью проводится анкетирование родителей. В приложении 4 представлена анкета для родителей учащихся «Способности младшего школьника».
Затем, после полного изучения интересов ребенка, проводится родительское собрание, на котором учитель объясняет родителям учащихся особенности организации проектно-исследовательской деятельности и то, какая помощь потребуется от них детям в процессе этой деятельности.
Рассмотрим основные этапы работы учащихся над проектом.
Первый этап работы над проектом начинается со знакомства с темой. Это происходит либо на уроке, либо во время внеклассного мероприятия. Перечень тем готовит учитель. Однако ребенок может не только выбрать одну из предложенных, но и сформулировать свой вариант темы. Проектные задания, предложенные учителем на выбор, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми.
После того как тема выбрана, начинается второй этап - сбор информации. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя, но при активном участии родителей. Сведения могут собираться в библиотеках, музеях, на экскурсиях, в Интернете и т. д. С помощью родителей или учителя ребенок оформляет работу. Очень часто работа оформляется на компьютере. Титульный лист практически всегда делают родители, т. к. задача оформления - это привлечение внимания к работе, а вот с содержанием нас знакомит сам автор - ребенок. Работа над ошибками проводится на уроках русского языка. Именно поэтому и слабые ученики не боятся включаться в исследовательскую деятельность.
|
Третий этап - представление результатов. Ни одна работа, ни один проект не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится всегда при активном участии родителей, учащихся других классов, учителей, чаще во внеурочное время. Проводятся мероприятия, выставки, научно практические конференции, представляются поделки, защищаются исследовательские проекты.
Четвертый этап работы над проектом - оценивание работы. Здесь учащиеся пытаются ответить на вопросы: «Чему я научился?», «Как я оцениваю свои знания?» и т. д. Данный этап проводится на классном часе.
Все работы школьников хранятся в индивидуальных портфолио. Затем вся собранная информация анализируется и объединяется в один общий проект.
Конечно, работы учеников начальной школы очень сложно назвать громким словом «научные», но ведь главная задача любого исследователя - найти что-то новое. Новые знания можно получать в готовом виде от учителя, родителей, но самые прочные знания - это те, которые добыты самостоятельно.
На сегодняшний день многие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности, особенно младших школьников, остаются недостаточно разработанными и ясными. Большую часть имеющихся разработок учителю приходится модифицировать в соответствии с ориентацией на работу с младшими школьниками.
|
Проектная деятельность позволяет:
учащимся обрести очищение успешности, не зависящее от успеваемости, но и не связанное с асоциальным поведением;
учителю подготовить учащегося начальной школы к обучению в среднем звене без особых трудностей в адаптации.
Использование проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый во время работы благоприятный эмоциональный фон способствует развитию у детей учебной мотивации и творческой деятельности, активной жизненной позиции. А это является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
Приложение 1
Примерный план организации проектной деятельности в классе
Мероприятие | Сроки |
Анкетирование учащихся и их родителей | Сентябрь |
Родительское собрание по теме «Проектная деятельность младших школьников» | |
Составление плана работы, индивидуальные консультации | Октябрь |
Работа над темами проектов | В течение учебного года |
Подготовка к защите проектов, участию в олимпиадах | По мере выполнения |
Проведение школьных олимпиад | По плану ОО |
Участие в международных конкурсах и олимпиадах | По графику проведения конкурсов и олимпиад |
Участие в научных конференциях | Январь, февраль, апрель |
Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности | Май |
Приложение 2