Практико-ориентированные проекты.




Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность, либо ориентация на достиже­ние определенного социального результата.

Методы работы учащихся в рамках проектной деятельности:

ü наблюдение;

ü анализ литературы;

ü тестирование;

ü проведение опытов, экспериментов;

ü выполнение практических работ.

При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала личности ребенка, степени его одаренности.

Одаренность - это совокупность свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение той или иной деятельности и получение результатов выше среднего. Однако не все учащиеся могут достигнуть результатов выше среднего уровня. Невысокая успеваемость школьника приводит к низкой са­мооценке.

Все дети от природы обладают потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не раскрываются, то в этом зачастую вино­ваты взрослые, не обеспечившие должных условий.

Перед началом работы над проектом учитель (руководитель проекта) раз­рабатывает план организации проектной деятельности в классе (примерный план представлен в приложении 1. Также педагог может составить перечень всех тем проектов учащихся, записать фамилию и имя закрепленного за каж­дым проектом ученика.

В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит с клас­сом ряд исследований с целью изучения не только уровня готовности ребен­ка к обучению в ОО, но и уровня его творческих возможностей, индивидуаль­ных особенностей, интересов и склонностей. Для этой цели педагог может использовать «Карту интересов младших школьников». Описание методики исследования интересов учащихся «Карта интересов младших школьников» представлено в приложении 2.

Кроме того, педагог использует методику «Интеллектуальный портрет». Описание методики «Интеллектуальный портрет» представлено в приложе­нии 3.

С этой же целью проводится анкетирование родителей. В приложении 4 представлена анкета для родителей учащихся «Способности младшего школьника».

Затем, после полного изучения интересов ребенка, проводится родитель­ское собрание, на котором учитель объясняет родителям учащихся особенно­сти организации проектно-исследовательской деятельности и то, какая по­мощь потребуется от них детям в процессе этой деятельности.

Рассмотрим основные этапы работы учащихся над проектом.

Первый этап работы над проектом начинается со знакомства с темой. Это происходит либо на уроке, либо во время внеклассного мероприятия. Перечень тем готовит учитель. Однако ребенок может не только выбрать одну из предложенных, но и сформулировать свой вариант темы. Проектные задания, предложенные учителем на выбор, должны обязательно предусма­тривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочета­нии с новыми.

После того как тема выбрана, начинается второй этап - сбор информации. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя, но при активном участии родителей. Сведения могут собираться в би­блиотеках, музеях, на экскурсиях, в Интернете и т. д. С помощью родителей или учителя ребенок оформляет работу. Очень часто работа оформляется на ком­пьютере. Титульный лист практически всегда делают родители, т. к. задача оформления - это привлечение внимания к работе, а вот с содержанием нас знакомит сам автор - ребенок. Работа над ошибками проводится на уроках русского языка. Именно поэтому и слабые ученики не боятся включаться в исследовательскую деятельность.

Третий этап - представление результатов. Ни одна работа, ни один про­ект не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится всегда при активном участии родителей, учащихся других классов, учителей, чаще во внеурочное время. Проводятся мероприятия, выставки, научно прак­тические конференции, представляются поделки, защищаются исследователь­ские проекты.

Четвертый этап работы над проектом - оценивание работы. Здесь учащи­еся пытаются ответить на вопросы: «Чему я научился?», «Как я оцениваю свои знания?» и т. д. Данный этап проводится на классном часе.

Все работы школьников хранятся в индивидуальных портфолио. Затем вся собранная информация анализируется и объединяется в один общий проект.

Конечно, работы учеников начальной школы очень сложно назвать гром­ким словом «научные», но ведь главная задача любого исследователя - найти что-то новое. Новые знания можно получать в готовом виде от учителя, родителей, но самые прочные знания - это те, которые добыты самостоятельно.

На сегодняшний день многие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности, особенно младших школьников, остаются недо­статочно разработанными и ясными. Большую часть имеющихся разработок учителю приходится модифицировать в соответствии с ориентацией на работу с младшими школьниками.

Проектная деятельность позволяет:

учащимся обрести очищение успешности, не зависящее от успеваемости, но и не связанное с асоциальным поведением;

учителю подготовить учащегося начальной школы к обучению в среднем звене без особых трудностей в адаптации.

Использование проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познаватель­ной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый во время работы благоприятный эмоциональный фон способствует развитию у детей учебной мотивации и творческой деятельности, активной жизненной пози­ции. А это является необходимым условием успешного протекания всей по­следующей учебной деятельности.

 

Приложение 1

Примерный план организации проектной деятельности в классе

Мероприятие Сроки
Анкетирование учащихся и их родителей Сентябрь
Родительское собрание по теме «Проектная деятельность младших школьников»
Составление плана работы, индивидуальные консультации Октябрь
Работа над темами проектов В течение учебного года
Подготовка к защите проектов, участию в олимпиадах По мере выполнения
Проведение школьных олимпиад По плану ОО
Участие в международных конкурсах и олимпиадах По графику проведения конкурсов и олимпиад
Участие в научных конференциях Январь, февраль, апрель
Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности Май

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: