В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути увеличения физических и психических нагрузок на ребенка.
По данным НИИ педиатрии:
ü 14 % детей практически здоровы;
ü 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
ü 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Весомыми аргументами в пользу актуализации данной проблемы являются следующие:
1.Состояние здоровья школьников в России характеризуется наличием негативных тенденций, которые привели к ухудшению здоровья нации уже в начале XXI века.
К этим тенденциям относятся:
ü несоответствие многих методик и технологий обучения возрастным и гендерным особенностям;
ü нерациональная организация учебно-воспитательного процесса, так как дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость.
2.Большая нагрузка врачей общего профиля практически сводит на нет их главную работу - профилактику заболеваний, предупреждение осложнений болезней детей, работу с больным ребенком до полного восстановления его функциональных возможностей.
3. Быстрый темп жизни современного общества во многом не соответствует понятию «здоровый образ жизни», а значит, не может положительно влиять на психологическое, духовно-нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
|
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1.Формировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
2.Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
3.Сформировать ответственность за своё здоровье.
4. Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.
5. Применение знаний, умений и навыков ЗОЖ в повседневной жизни.
6. Осмысление ответственного отношения школьников к своему здоровью.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. Так В.А.Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.»
И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
|
Существует более 300 определений понятия "здоровье". Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Опираясь на данное определение, выделяют следующие компоненты здоровья:
- здоровье физическое — это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда следует, что физическая активность — естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка;
- здоровье психическое — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Таким образом, психическая активность — потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни;
- здоровье нравственное — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
|
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды (внеурочная деятельность) и условия жизни ребенка.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде.
Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и жить по их принципу.
Физкультурно – оздоровительные технологии реализуются работой спортивных кружков, секций, внеурочной массовой оздоровительной деятельностью. В спортивно – массовых мероприятиях и соревнованиях всегда задействовано большое количество участников (учащихся), а это увеличивает двигательную активность детей.
Физическое воспитание во внеурочной деятельности связано с умственным, нравственным, эстетическим, духовным и трудовым воспитанием школьника, а это способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, реализуется посредствам мероприятий, которые направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни, а именно просветительные, профилактические, предупреждающие, санитарно – гигиенические беседы с привлечением врачей, пожарных, полиции, центра «Гармония», специалистов органов ГИБДД.
Активную роль в воспитании грамотности по здоровому образу жизни играет школьная библиотека, которая способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования.
Важную роль по воспитанию здорового поколения в летний период играет летний оздоровительный лагерь.
Положительных результатов по здоровьесбережению учащихся можно достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители.
Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.
По формированию культуры здоровья учащихся во внеурочной деятельности я использую такие формы и методы работы:
- "Береги глаз как алмаз" (по окончании занятия проводим зарядку для глаз)
- Беседы, дискуссии о соблюдении правильного питания, режима дня.
- "Крепкие зубы - здоровью любы" (учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, а учитель создает для благоприятного психологического настроения ситуации успеха.)
- "Клуб Магистра Любознайкина", с использованием проблемных творческих заданий, а по окончании викторины рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
- "Мы хотим расти здоровыми!", с применением заданий для проведения самоанализа.
- "Если хочешь быть здоров" (разбор пословиц и поговорок о здоровье:«Береги платье основу, а здоровье смолоду», «Здоровье и труд рядом идут», «Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» и т.д.)
- «Запомни движения и повтори», развитие воображения, творчества, выразительности в движениях (все роли исполняют учащиеся).
Систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, сначала знакомлю их с правилами той или иной подвижной игры, помогаю организовать игру, чтобы в дальнейшем дети могли играть без меня. Во время прогулки предлагаю детям две известные для них игры и разучиваю с ними только одну новую. Подвижные игры подбираю с учетом закономерностей возрастного развития детей. Стараюсь охватить всех, дать им достаточную физическую нагрузку. Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, предусматриваю двигательную активность в спортивном зале. При этом использую простое физкультурное оборудование: мячи, обручи, кегли.
Эстафеты, веселые старты направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, но и получают ещё заряд положительных эмоций.
«Встреча с родителями: шуточные веселые старты» предполагают: культпоход в лес
Учащиеся вместе с родителями идут по заранее спланированному маршруту. Формирование сплоченности, сотрудничества и крепких отношений, взаимовыручка.
Экскурсии и прогулки, музыкальный час, «Угадай мелодию», способствуют эмоциональной разрядке детей.
В зависимости от состояния детей определяется интенсивность нагрузки. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.
Рекомендую оформить тематические стенды: по ПДД, противопожарной безопасности.
Дни Здоровья провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников начальных классов, главная цель которых, всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности школьника. Они формируют физиологию здоровья, опираясь на ценностные ориентиры, подводят детей к осознанию того, что здоровье – это самое большое богатство, и нужно приучать себя к мысли о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни.
Во время зеленого десантазанимаемся посадкой саженцев и пересадкой комнатных растений.
«Сад на подоконнике» – воспитание трудолюбия, экологического сознания, товарищества. Кроме того каждый ученик сам собирает информацию о том растении, которое он посадил.
Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях, культпоходах в лес.
В заключении вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым".
Отобранные методы, формы, приемы работы, направлены на реализацию поставленной мною цели. В связи с этим можно отметить следующие положительные тенденции во внеурочной деятельности:
1.Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения и познавательного интереса к предметам.
2.Повышение качества знаний и уровня организации учащихся.
3.Способность применить знания, умения и навыки ЗОЖ в повседневной жизни.
4.Ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности формирует у учащихся важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Литература
1. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2016.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2017. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
3. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
Любовь Ивановна Денисова,
методист МКУ
«Научно-методический центр г. Курска»,
Отличник народного просвещения,
лауреат муниципальной премии «Признание»