учитель начальной школы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 32
им.прп. Серафима Саровского» города Курска
«Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству
С младшими школьниками»
Внеурочная деятельность - один из важнейших путей формирования и развития инициативы ребенка, его творческих способностей, активной жизненной позиции. Многообразие различных видов деятельности, форм организации работы, личностно ориентированный и личностно деятельностный подходы во внеурочной деятельности позволяют ребенку занять активную позицию в коллективе, придать общественно-политическую направленность его увлечениям. Это способствует жизненному и профессиональному самоопределению младших школьников.
Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, которая организуется с классом, группой учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет выявить у детей потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Социальная направленность внеурочной работы реализуется в различных мероприятиях, таких как:
- самоуправление в классе;
- социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым);
- коллективно-творческое дело;
- социальный проект.
В таблице представлены примеры таких мероприятий по классам.
Класс
Самоуправление | Социальная проба | КТД | Социальный проект |
Организация работы в классе. Дежурство в классе, составление графика дежурства | Акция «Помоги учителю». Встреча с учителем биологии. Сбор семян цветов | Конкурсы рисунков «Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу» | «О маленьких ранах» (правила поведения на природе) «Друзья и враги леса» |
«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе | Акция «Откуда хлеб на стол пришёл?» Экскурсия на ОАО «Курскхлеб» | «Моя школьная жизнь». Подбор фотографий | Акция «Здоровый образ жизни». Мой распорядок дня дома |
«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками) | Акция «День матери». Подбор стихов | Путешествие «По городу мастеров». Посещение выставок, музеев | |
Нужна ли помощь твоим близким от тебя? Обсуждение | Конкурс рисунков о космосе | «Защитники отечества». Встреча с героями Отечества |
|
Класс
Самоуправление | Социальная проба | КТД | Социальный проект |
Организация работы в классе. Выбор администрации класса, составление графика дежурства в классе | Акция «Помоги учителю». Сбор семян цветов, сушка, упаковка, хранение | Конкурсы рисунков «Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу» | «О больших ранах, которые наносят природе люди». Создание газеты |
«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе | «Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками) | «Моя школьная жизнь». Подбор фотографий | Акция «Здоровый образ жизни». Полезные и вредные продукты |
Мои обязанности дома. Анкетирование | Акция «День матери» «Мамы разные нужны - мамы разные важны». Встреча с мамами разных профессий | Путешествие «По городу мастеров». Встреча с интересными людьми | |
«Берегу школу». Составление правил сбережения школьного имущества | Картина – аппликация из пластилина к Дню космонавтики | «Защитники Отечества». Встреча с героями Отечества |
Класс
|
Самоуправление | Социальная проба | КТД | Социальный проект |
Организация работы в классе. Организация собрания по самоуправлению дежурства, в классе, в столовой | Акция «Помоги учителю». «Береги зеленые насаждения». Уход за комнатными растениями в классе и в школе | Выставка поделок из природного материала | «О больших ранах, которые наносят природе люди». Создание презентации |
Газета «Как я выполнял обязанности в классе» | «Чем мы обязаны взрослым». Мероприятие | «Моя школьная жизнь». Изготовление фотоальбома | Акция «Здоровый образ жизни». «Витамины». Изготовление газеты |
Санитарный рейд к первоклассникам «Мои тетрадки и книжки в порядке» | Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый» | Акция «День матери». Поэтический вечер для мам | Путешествие «По городу мастеров». Знакомство с историей мастерства в нашем крае |
Акция «Как хлеб на стол пришёл?» Собрание историй о зерне | Составление презентации для первоклассников о космосе. | Акция «Светофор. Дорожные знаки». Мероприятие для малышей | |
Хороший ли я помощник по дому? Диспут | Встреча в семейном клубе “Когда все вместе” (к международному Дню семьи) | Игра «Зарница». Встреча с героями Отечества |
Класс
Самоуправление | Социальная проба | КТД | Социальный проект |
Выбор администрации класса. Назначение министров и распределение обязанностей | Акция «Помоги учителю». «Научился сам – научи другого». Уборка на цветочных клумбах школы | Конкурс фотографий «Край, в котором я живу, природа в объективе» | Конкурс плакатов «Природа в опасности» |
Диспут «Мои идеи по работе дежурства в классе» | «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Мероприятие | «Наша школьная жизнь в будущем». Использование презентаций | Акция «Здоровый образ жизни». Составление викторины для малышей |
Санитарный рейд к второклассникам «Мои тетрадки и книжки в порядке» | «Как хлеб на стол пришёл? От А до Я» Составление презентации | Акция «День матери». Праздник | Путешествие «По городу мастеров». Собирание информации о мастерах нашего города |
Хороший ли я хозяин в своем доме? Обсуждение | Подготовка мероприятия ко Дню космонавтики для малышей | Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц | |
«Берегу школу». Как продлить жизнь мебели. Свод правил | Операция «Забота» ко Дню пожилого человека | Участие в создании школьного музея |
|
Отдельно я остановлюсь на некоторых видах внеурочной деятельности с социальной направленностью.