Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности с элементами театрализации




 

Здоровый образ жизни заключается не только в отказе от вредных привычек, двигательной активности, закаливании, но и в рациональном, сбалансированном питании. В нашей стране с давних пор именно крупы стали основой рациона и одним из важнейших источников углеводов, витаминов, минералов и прочих полезных элементов. Еще наши предки, знавшие о пользе каши для здоровья из собственного опыта, говорили: «Щи да каша – пища наша». Блюда из круп ежедневно появлялись на крестьянском столе: из них мололи муку и пекли хлеб, делали каши и кисели. Богатые также с удовольствием употребляли крупяные гарниры в сочетании с мясом, овощами и рыбой. В Древней Руси блюда из злаковых культур считались признаком процветания и благополучия.

Данная тема является благодатным материалом не только для формирования представлений младших школьников о здоровом питании, но и дает расширение исторического кругозора учащихся, развития основных универсальных учебных действий. Мы предлагаем использовать сведения о зерновых культурах и кашах, приготовленных из них, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Необыкновенная польза злаков для здоровья человека нашла свое отражение в большом количестве пословиц и поговорок, работа над их лексическим значением возможна на различных этапах урока русского языка и литературного чтения. При изучении тем «Имена прилагательные», «Краткие имена прилагательные», «Определение рода и падежа имен прилагательных» учащимся можно предложить следующие пословицы: «Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди хвалят», «Хороша кашка, да мала чашка», «Просо реденько, так и кашица жиденька», «В родной семье и каша гуще», «Хорош бы суп, да без круп», «Русского мужика без каши не накормишь», «Хозяйка красна, а каша вкусна». Работая над темой «Глагол», можно использовать такие пословицы и поговорки, как «Кашу маслом не испортишь», «Не даст себя с кашей съесть», «Воду жалеть – и каши не сварить», «Сам заварил кашу, сам ее и расхлебывай», «Хороший повар и в бою кашу сварит».

В курсе литературного чтения при знакомстве с разделом «Летописи. Былины. Жития» учащимся будет интересно узнать о том, что основной едой русских богатырей была обычная каша. Конечно, в рационе Ильи Муромца и Алеши Поповича присутствовали мясо, рыба, грибы, овощи и ягоды, но когда богатыри отправлялись в военный поход, то брали с собой оружие, коня и мешок крупы. Этого было вполне достаточно, чтобы получить силу и энергию для победы в бою.

Какой крупе отдавалось предпочтение? Рис в те времена был большой редкостью и стоил очень дорого. Гречку, завезенную греческими монахами, варили по праздникам, зато пшена, ячменя, овса, пшеницы и ржи было много. Кашу варили из очищенного и цельного зерна, в котором сохранялись все витамины и минералы. Иногда зерно дробили для более быстрой варки, но никогда не удаляли полезную отрубную оболочку. Крупу долго запаривали в русской печи, и этот способ приготовления до сих пор считается самым полезным.

В ходе изучения ряда тем по окружающему миру: «Дикорастущие и культурные растения», «Растениеводство в нашем крае, его отрасли», «Земля – кормилица», «Разнообразие почв России, типы почв», «Почвы родного края» – учащиеся не только знакомятся с внешним видом растений, их разнообразием в природе, но и узнают об истории появления различных зерновых культур, способах обработки злаков, содержанием полезных веществ. Так, рис, появившийся в Китае и Индии 7 тысяч лет назад, содержит самую высокую концентрацию протеинов и углеводов. В гречневой крупе (родиной которой является Индия) нет крахмала и глютена, зато она содержит много железа. Ячмень — самый древнейший злак на планете, который наши предки использовали как лекарство, поскольку в нем содержится гордецин и лизин, обладающие антибактериальными и противовирусными свойствами.

Темы занятий внеурочной деятельности по программе «Азбука здоровья»: «Здоровая пища для всей семьи», «Витамины нам жизненно необходимы», «Умей предупреждать болезни» – способствуют расширению представлений младших школьников о пользе злаковых культур для растущего организма. Каши отлично насыщают организм, и человек долгое время не испытывает голод. Кроме того, злаки обеспечивают эластичность кожи, укрепляют иммунитет, заряжают энергией, омолаживают организм, мягко очищают от вредных соединений, нормализуют работу системы пищеварения, нормализуют давление и уровень холестерина в крови, помогают сбросить лишний вес, снижают риск развития раковых заболеваний.

В процессе работы над проектом «Школа кулинаров» ребята знакомятся со старинными рецептами приготовления разнообразных блюд из круп, делятся секретами приготовления вкусных и полезных каш своих семей, самостоятельно готовят кулинарные мини-книги, составляют меню для школьной столовой, внося в ежедневный рацион разнообразные каши.

Результатом деятельности учащихся по освоению темы стала рекламная акция с элементами театрализации «Каши разные нужны, каши разные важны!».

Таким образом, такая, на первый взгляд, простая тема, как «Каши», стала источником разнообразной творческой деятельности учащихся, обогащения их познавательной, личностной, регулятивной сфер.

Литература

1. Боровская Э. Здоровое питание школьника. Главное, чтобы ребёнку нравилось / Э. Боровская; конс. З. Р. Щербова. - М.: Эксмо, 2010.

2. Гогулан М.Ф. Законы здоровья. Секреты полноценного питания. Чудеса витаминов/ М. Ф. Гогулан.- СПб.: Невский проспект: Вектор, 2008.

3. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний; СпецЛит - Москва, 2013. - 176 c.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: