В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается на необходимость «приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности». Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития школьников, позволяющая в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего и начального образования.
ФГОСНОО большое внимание уделяет общекультурному развитию личности школьника, которое должно осуществляться на основе историко - культурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий.
Роль музеев в сохранении историко - культурного наследия человечества трудно переоценить. В их коллекциях собраны бесценные памятники истории, культуры и искусства. Музеи - это хранители социальной памяти, они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Огромный культурный потенциал музейных собраний содержит в себе большие возможности для образования и воспитания. Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством.
Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика, которая становится все более востребованной в практике духовно - нравственного, гражданско - патриотического, историко - краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
|
Музейная педагогика обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на учащихся: воспитывает уважение к памяти прошлых поколений и бережное отношение к культурному наследию; значительно расширяет возможности учителя во внеурочное время решать задачи, связанные с историческим и культурологическим образованием; повышает внимание детей к окружающей действительности; помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения. Музейная педагогика учит ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Основными задачами музейной педагогики являются: развитие познавательного интереса, расширение кругозора, формирование всесторонней развитой личности.
Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьного музея и краеведения - найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться.
В нашей школе МБОУ «СОШ № 47 имени С.В. Широбокова» г. Курска есть кабинет - музей «Воинской славы и доблести» и мини - музей тряпичной куклы «Куклы из сундука».
Музей «Воинской славы и доблести» состоит из трех основных экспозиций.
Первая, рассказывает о 15 - ой гвардейской стрелковой Харьковско - Пражской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии. Дивизия и её полки были награждены 16 орденами Советского Союза, отмечены в 15 - ти приказах Верховного Главнокомандующего. 9314 солдат, сержантов и офицеров дивизии награждены правительственными наградами. Дивизия участвовала в крупнейших операциях Великой Отечественной войны - в Сталинградской, Курской битвах. За период войны с белофиннами и Великой Отечественной войны 31 воин дивизии удостоен Звания Героя Советского Союза.
|
С 1975 по 1993 годы в нашей школе уже существовал Зал Боевой Славы. В фондах музейной экспозиции сохранилось большое количество подлинных вещей и документов, материалов переписки с ветеранами, их вдовами, рукописи командиров дивизии, которая участвовала в крупнейших операциях Великой Отечественной войны - в Сталинградской, Курской битвах.
С 2018 года музейная экспозиция восстанавливается силами поисковой группы клуба «Разведчик», учащихся и педагогов.
Вторая экспозиция посвящена воинам - интернационалистам, выпускникам нашей школы, погибших в Афганистане. Память о курянах, которые отдали свои жизни, увековечены в памятниках на Курской земле.
105 курян, в числе которых 17 офицеров и 4 прапорщика, отдали свои жизни при выполнении своего служебного долга, 60 курян вернулись из Афганистана инвалидами, 140 наших воинов получили ранения различной тяжести.
Выпускники нашей школы так же прошли горнило Афганистана и мы гордимся ими. Их имена вписаны в книгу Памяти музея. Все они посмертно награждены Орденами Красной Звезды.
Третья экспозиция нашего музея посвящена старшему прапорщику Сергею Викторовичу Широбокову, выпускнику нашей школы, погибшему при исполнении воинского долга на границе с Украиной в с. Тёткино.
|
За самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 613 он награжден орденом Мужества (посмертно).
В музее представлена книга памяти «Каким он парнем был», где собраны воспоминания родных и близких Сергея Викторовича Широбокова рассказывающая, о том, каким он был в детстве, кто привил ему любовь к пограничной службе, каким был он сыном, братом, мужем, отцом.
27 сентября 2019 года исполнился год со дня присвоения нашей школе № 47 имени С.В. Широбокова.
В 2019 году началось сотрудничество между нашей школой и МБОУ «СОШ № 9» городского округа Мытищи Московской области. В рамках этого сотрудничества была проведена онлайн - экскурсия в кабинет - музей «Воинской славы и доблести», организованные учителями и учениками начальной школы по средством телемоста.
Кабинетный мини - музей тряпичной куклы - оберега «Куклы из сундука», организовала учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 47 имени С.В. Широбокова» г. Курска Астапова Наталия Алексеевна вместе с учащимися 3 В класса. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Именно в кукле находят отражение и история русского народа, и древние верования наших предков, и традиции семейных отношений. Все то, что мы сегодня называем историко - культурной памятью поколений, то, что является неотъемлемой частью многовековой истории Курского края.
Ребята 3 В класса рассказали сверстникам из МБОУ «СОШ № 9» городского округа Мытищи Московской области о куклах - оберегах и провели онлайн - мастер - класс по изготовлению «Неразлучников» - кукол, приносящих в дом радость и веселье, оберег семейного счастья. Учащиеся школы № 9 города Мытищи поведали о своем музее тряпичной куклы «Долюшка». В результате коллективы школ обменялись куклами и пополнили свои музеи новыми экспонатами.
Таким образом, школьный музей обладает огромным образовательно - воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы, а музейные занятия, используемые учителями во внеурочной деятельности, способствуют эффективной реализации общекультурного направления развития личности школьников. Участие детей в поисково - собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Литература
1.Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей // Воспитание школьников. - № 4, 2011 г.
2.Лукашева Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся /Лукашева Т. Я. // Начальная школа. - № 9, 2007 г.
3.Сарафанникова Г. П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. [Текст] //Народное образование. - № 5, 1982 г.