«Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души»
Вениамин Александрович Каверин
Выбор профессии является жизненно важным вопросом. Задача учителя начальных классов – помочь школьникам правильно определить свое место в жизни.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт методов и форм работы по профессиональной ориентации школьников. Однако в современном обществе, когда мир профессий очень разнообразен и подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются, когда появляются новые технологии труда, изменяется социальная ситуация в обществе, актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации учеников младшего школьного возраста.
Профессиональная ориентация — система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку детей к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. В начальных классах в первую очередь необходимо формировать первые представления о мире профессий, добросовестное отношение к труду, работать над развитием интереса к будущей профессии.
Профориентационная работа в начальной школе проводится с целью:
– расширения первоначальных представлений о роли труда в жизни человека;
– расширения первоначальных представлений о различных профессиях;
– предоставления возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации.
К задачам профориентационной работы в начальной школе относятся:
– знакомство учащихся с различными видами профессий;
– формирование конкретных и наглядных представлений о существенных сторонах профессии;
|
– воспитание трудолюбия, бережного отношения к чужому и своему труду, старательность, аккуратность;
– развитие интереса к различным профессиям.
Реализация данных целей и задач возможна с помощью основных методов и приемов профориентационной деятельности: ролевые и дидактические, деловые игры, беседы, экскурсии на предприятия, классные часы.
В рамках сетевого взаимодействия мы провели деловую игру по теме: «Известные люди города Курска». Используемый вид деятельности формирует трудовые навыки посредством профориентации.
В ходе деловой игры «Юный журналист» дети самостоятельно в практической деятельности раскрыли понятия профессии журналист.
Во время игры детей разделили на группы. На «бирже труда» каждому участнику былиприсвоены специальности.
Ученикам предложили создать журнал о знаменитых людях города Курска. Наша работа состояла из двух этапов: теоретического и практического.
На первом этапе с помощью викторины дети узнали о правильном оформлении страниц журнала и об обязанностях каждого специалиста: репортёр – собирает информацию, редактор – помогает репортёру скорректировать статьи, выпускающий редактор – ищет грамматические и фактические ошибки, иллюстратор – человек, создающий иллюстративный материал, графический дизайнер или верстальщик, отвечает за вид и вёрстку газеты.
На этом же этапе были раскрыты следующие понятия:
ü шрифт;
ü заголовок;
ü основная часть;
ü заключительная часть;
ü верстка.
В конце первой части дети обобщили полученную информацию и сделали выводы.
|
В практической части было предложено с помощью жеребьевки распределить темы для каждой команды. Перед созданием страниц журнала нужно было выбрать интересный и захватывающий материал из заготовленного заранее текста.
У каждого участника была своя задача:
ü репортёр и редактор - собрать материал и отредактировать;
ü выпускающий редактор – исправить грамматические ошибки;
ü иллюстратор – создать яркие, впечатляющие, незабываемые сюжеты к информационному материалу;
ü главный дизайнер – собрать всю информацию вместе.
Потом ребята смогли приступить к самостоятельному созданию страниц журнала.
Редакторы исправляли грамматические ошибки, затем отдали подготовленный материал на проверку экспертному жюри, которое разобрало с детьми пропущенные ошибки. Когда материал был проверен, редакторам возвращался готовый образец.
Далее команды приступили к выбору фотоматериалов по теме. У каждой группы была подсказка – эмблемы. Когда ребята обработали информацию, они смогли преступить к созданию журнальной полосы.
В итоге по готовности редакторы представляли страницы журнала. Жюри оценило работы и проанализировало деятельность команд.
Затем мы собрали все страницы в журнал, добавив обложку.
На этапе рефлексии вспомнили, что узнали о профессии журналист, что извлекли полезного из полученной информации, обсудили важность данной профессии и желание детей освоить ее.
В конце игры ребятам были вручены удостоверения журналистов.
Данным мероприятием мы показали, что педагогам необходимо проводить профориентационную работу с детьми начиная с младшего школьного возраста, чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни.
|
Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.
А теперь, мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс «Наши великие земляки».
«Как бы ни была богата натура человека,
чтобы стать совершенной,
ей необходимо использовать опыт других»
М. Нуайме
Цель: обмен опытом и активизация деятельности педагогов в осуществлении осознанного выбора инструментов и средств, для образования детей во время внеурочной деятельности.
Задачи:
- познакомить с одним из способов хранения и передачи информации, способствующей освоению познавательного материала;
- способствовать формированию навыка по созданию покетмода путём демонстрации и практического закрепления;
-подвести итоги и обобщить полученный опыт.
Принцип: «Мы знаем, как это делать и научим вас»
Оборудование: листы А4, макеты покетмодов, ножницы.
Ход мастер-класса
Подготовительно-организационный этап
(вводно-мотивационный этап)
Сегодня мы поделимся с вами опытом по создания покетмода, который способствует развитию у детей конструктивных навыков и углублению имеющихся знаний о великих земляках.
Покетмод – это карманная 4-х страничная книжечка, которая складывается определенным способом.
Маленький размер больше нравится детям, его удобнее положить в карман или сумочку, на маленьких страницах не расположишь много текста, особенно мелкий шрифт не походит для глаз ребенка.
Особенность создания заключается в правильном расположении текста на листе.
Так должны располагаться текст и фотоматериалы. Обратите внимание, что верхняя часть текста оформляется в противоположном направлении. Старайтесь при создании покетмода не перегружать его текстовой информацией.
Теперь, когда вы знаете, что такое покетмод и технологию создания макета, мы предлагаем сделать их по теме «Наши великие земляки», из предложенных вариантов: Г.В. Свиридов, М.С. Щепкин, Е. И. Носов.
Этап моделирования изделия
Возьмите макет.
1 шаг - Сгибаем лист пополам.
2 шаг - Получившиеся половинки тоже сгибаем пополам, должно получится в итоге, нечто похожее на гармошку.
3 шаг - Сгибаем лист еще раз пополам, но не поперек, а вдоль.
4 шаг - Собираем в гармошку (как на шаге 2) и делаем разрез внутренней волны гармошки по линии сгиба.
5 шаг - Складываем покетмод.
У нас получилась не просто маленькая книжечка, но и прекрасное дополнение к любому уроку или внеурочному занятию. При его создании дети смогут повторить или узнать материал, что позволит его лучше усвоить.
Рефлексия деятельности на мастер-классе
Для подведения итогов мы хотим провести рефлексию по названием
«Архиватор 3, 2, 1».
Назовите 3 момента, понравившиеся больше всего.
Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
Назовите 1 момент, который побуждает вас задать нам вопрос.
Спасибо за внимание и участие в мастер-классе! Надеемся, что вы узнали для себя новую информацию, и она пригодится вам в работе.
Литература
1. Бондарев В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.
2. Борисова Е. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации/ Е. М. Борисова, К. М. Гуревич. – М.: Издательство УРАО, 1988. - №1. – С. 77-87.
3. Дирксен Д. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным./ Д. Дирксен – М.: Москва, 2013. – 74с.
4. Седых В. И. Формы и методы профессиональной работы и во внеурочное время / В.И. Седых // Начальная школа. – 1985, №5. – С. 42-45.