Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие развитию личности, реализации творческих способностей, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Но, учитывая, что дети живут не в вакууме, а в окружении сверстников, близких, просто прохожих, то подрастающее поколение необходимо научить тому, что они не только личность, но и часть сообщества. Мы примеряем на себя разные роли: пассажир, покупатель, сын или дочь, брат или сестра, друг, наконец, одноклассник. А так как половина времени ребенка – это школьная жизнь, становится понятно, что комфортные взаимоотношения в классном коллективе – очень важная составляющая успешного обучения в школе и гармоничного развития личности. Создать комфортные взаимоотношения можно только совместными усилиями. И тут на помощь приходит внеурочная деятельность и выполнение совместных творческих заданий.
Я стараюсь, чтобы в результате совместной творческой деятельности получался продукт, который могут оценить и сами дети, и сторонние наблюдатели. Стараюсь, чтобы вместе дети работали с интересом, имея общую цель. На начальном этапе в первом классе мы создаем общие объемные работы, в создании которой каждый ребенок принимает посильное участие.
Одному такие работы сделать сложно и долго, а совместно – получается гораздо быстрее. Кроме этого в процессе работы дети учатся общаться: кто-то вырезает быстро и у него больше нет бумаги нужного цвета, а другой вырезает долго, но может поделиться бумагой. Получается небольшой конвейер: один обводит, второй вырезает, третий приклеивает. А результат – красота на всеобщее обозрение.
|
Чуть позже однотипные задания сменяются групповой работой, которая является продолжением урочной деятельности. Разгадывая на уроках ребусы, дети оживляются, некоторые объясняют правила разгадывания. Вот и поле для творчества. На внеурочном занятии по «Занимательной грамматике» разобрали правила создания ребусов, разделились на творческие группы и подготовили комплекты заданий для одноклассников, которые дети с удовольствием не только отгадывали, но и оценивали: самый яркий, самый интересный, самый сложный.
Чуть позже данные умения связали с краеведением, а потом совместными усилиями родилось и дерево Курской области.
Способствуют сплочению детского коллектива и создание общего из индивидуального. Так родилась книга открыток. Казалось бы, ребенок работал только над своей, но она стала частью чего-то большего. Помогать ребенку замечать, что он - часть чего-то большего и есть моя задача как классного руководителя. Готовится к выпуску книга – «Красная строка». На очереди создание проекта уже с новыми первоклассниками «Числа в пословицах, ребусах, загадках».
Даже в проектной деятельности можно творчески подходить к организации занятий. Хочу поделиться общим исследованием на тему «Откуда в хлебе дырки?». Казалось бы, просто вопрос, но он привел нас на кухню школьного кабинета технологии, где дети сами приготовили для себя любимую пиццу. Конечно – это дело не одного дня, но лица детей лучше всяких слов. Хочется ли спорить, если всем интересно?
А вот еще одна сторона творческой деятельности, которая направлена и на развитие креативности мышления, и на совместное планирование действий. Началось с того, что была найдена испорченная электрическая игра. Сначала с помощью одного из пап была сделана электрическая часть, а вот карты дети делали уже совместными усилиями. Теперь эти карты помогают сегодняшним первоклассникам осваивать навык чтения.
|
Интересная форма работы была предложена Курским государственным университетом. Называется она «Напиши письмо Сове». С этой программой нас познакомили на курсах повышения квалификации в КГУ. Мы составили с детьми письма интересным животным и отправили их в «разные концы мира». Ответы принес почтальон. Да еще какие – с фотографиями! Это был праздник для ребят. Они делились информацией друг с другом в классе, с друзьями во дворе, дома с родителями. Некоторые дети написали ответы и получили по второму письму. К нам присоединились дети из 43 школы, письмо-ответ пришло и туда.
Эмоциональная сторона творческой деятельности также играет немаловажную роль. Конечно – это победы. А появились победы в результате реализации проекта «Театр «Истоки».
Участниками спектаклей являются все ученики класса. Они не только заучивают слова, но и создают костюмы, декорации, образы. Школьники с интересом демонстрируют свои таланты на конкурсах и выступлениях перед сверстниками.
Появилась даже традиция Рождественских выступлений в детском садике № 92 и библиотеке-филиале № 7 МБУК ЦСБ г. Курска. Те дети, которые сейчас пришли ко мне в первый класс – были зрителями спектаклей, которые мы показывали. Не знаю – что приносит большую радость – победа в конкурсе или искренние аплодисменты малышей.
|
В течение 4-х лет мы трижды становились победителями конкурса «Рождественская сказка», стали победителями городского театрального конкурса «На Красную горку».
Интересным продолжением проекта «Театр «Истоки» стало создание своего кукольного театра. Дети и раньше сталкивались с куклами – перчатками, которые я использую на уроках. Одна из девочек провела исследование и создала свою куклу, поделилась с одноклассниками успехом. И ребята совместными усилиями создали из старых игрушек новых героев. Теперь эти герои частые гости у нас на уроках и внеурочных занятиях.
Регулярная подготовка к различным тематическим классным часам с привлечением группы детей также помогает учиться взаимодействовать в коллективе.
Можно много говорить о творческой деятельности. Несомненно – это важный вид взаимодействия одноклассников. Ведь в результате у детей появляются общие воспоминания, которые делают классный коллектив сплоченным.
Литература
1. Н.И.Дереклеева Справочник классного руководителя. – Москва: ВАКО, 2008.
2. https://multiurok.ru/larisa74/files
Ольга Васильевна Бойко,
руководитель МО учителей начальных
классов, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Курска