Совместная творческая деятельность как способ формирования классного коллектива




Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие развитию личности, реализации творческих способностей, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Но, учитывая, что дети живут не в вакууме, а в окружении сверстников, близких, просто прохожих, то подрастающее поколение необходимо научить тому, что они не только личность, но и часть сообщества. Мы примеряем на себя разные роли: пассажир, покупатель, сын или дочь, брат или сестра, друг, наконец, одноклассник. А так как половина времени ребенка – это школьная жизнь, становится понятно, что комфортные взаимоотношения в классном коллективе – очень важная составляющая успешного обучения в школе и гармоничного развития личности. Создать комфортные взаимоотношения можно только совместными усилиями. И тут на помощь приходит внеурочная деятельность и выполнение совместных творческих заданий.

Я стараюсь, чтобы в результате совместной творческой деятельности получался продукт, который могут оценить и сами дети, и сторонние наблюдатели. Стараюсь, чтобы вместе дети работали с интересом, имея общую цель. На начальном этапе в первом классе мы создаем общие объемные работы, в создании которой каждый ребенок принимает посильное участие.

Одному такие работы сделать сложно и долго, а совместно – получается гораздо быстрее. Кроме этого в процессе работы дети учатся общаться: кто-то вырезает быстро и у него больше нет бумаги нужного цвета, а другой вырезает долго, но может поделиться бумагой. Получается небольшой конвейер: один обводит, второй вырезает, третий приклеивает. А результат – красота на всеобщее обозрение.

Чуть позже однотипные задания сменяются групповой работой, которая является продолжением урочной деятельности. Разгадывая на уроках ребусы, дети оживляются, некоторые объясняют правила разгадывания. Вот и поле для творчества. На внеурочном занятии по «Занимательной грамматике» разобрали правила создания ребусов, разделились на творческие группы и подготовили комплекты заданий для одноклассников, которые дети с удовольствием не только отгадывали, но и оценивали: самый яркий, самый интересный, самый сложный.

Чуть позже данные умения связали с краеведением, а потом совместными усилиями родилось и дерево Курской области.

Способствуют сплочению детского коллектива и создание общего из индивидуального. Так родилась книга открыток. Казалось бы, ребенок работал только над своей, но она стала частью чего-то большего. Помогать ребенку замечать, что он - часть чего-то большего и есть моя задача как классного руководителя. Готовится к выпуску книга – «Красная строка». На очереди создание проекта уже с новыми первоклассниками «Числа в пословицах, ребусах, загадках».

Даже в проектной деятельности можно творчески подходить к организации занятий. Хочу поделиться общим исследованием на тему «Откуда в хлебе дырки?». Казалось бы, просто вопрос, но он привел нас на кухню школьного кабинета технологии, где дети сами приготовили для себя любимую пиццу. Конечно – это дело не одного дня, но лица детей лучше всяких слов. Хочется ли спорить, если всем интересно?

А вот еще одна сторона творческой деятельности, которая направлена и на развитие креативности мышления, и на совместное планирование действий. Началось с того, что была найдена испорченная электрическая игра. Сначала с помощью одного из пап была сделана электрическая часть, а вот карты дети делали уже совместными усилиями. Теперь эти карты помогают сегодняшним первоклассникам осваивать навык чтения.

Интересная форма работы была предложена Курским государственным университетом. Называется она «Напиши письмо Сове». С этой программой нас познакомили на курсах повышения квалификации в КГУ. Мы составили с детьми письма интересным животным и отправили их в «разные концы мира». Ответы принес почтальон. Да еще какие – с фотографиями! Это был праздник для ребят. Они делились информацией друг с другом в классе, с друзьями во дворе, дома с родителями. Некоторые дети написали ответы и получили по второму письму. К нам присоединились дети из 43 школы, письмо-ответ пришло и туда.

Эмоциональная сторона творческой деятельности также играет немаловажную роль. Конечно – это победы. А появились победы в результате реализации проекта «Театр «Истоки».

Участниками спектаклей являются все ученики класса. Они не только заучивают слова, но и создают костюмы, декорации, образы. Школьники с интересом демонстрируют свои таланты на конкурсах и выступлениях перед сверстниками.

Появилась даже традиция Рождественских выступлений в детском садике № 92 и библиотеке-филиале № 7 МБУК ЦСБ г. Курска. Те дети, которые сейчас пришли ко мне в первый класс – были зрителями спектаклей, которые мы показывали. Не знаю – что приносит большую радость – победа в конкурсе или искренние аплодисменты малышей.

В течение 4-х лет мы трижды становились победителями конкурса «Рождественская сказка», стали победителями городского театрального конкурса «На Красную горку».

Интересным продолжением проекта «Театр «Истоки» стало создание своего кукольного театра. Дети и раньше сталкивались с куклами – перчатками, которые я использую на уроках. Одна из девочек провела исследование и создала свою куклу, поделилась с одноклассниками успехом. И ребята совместными усилиями создали из старых игрушек новых героев. Теперь эти герои частые гости у нас на уроках и внеурочных занятиях.

Регулярная подготовка к различным тематическим классным часам с привлечением группы детей также помогает учиться взаимодействовать в коллективе.

Можно много говорить о творческой деятельности. Несомненно – это важный вид взаимодействия одноклассников. Ведь в результате у детей появляются общие воспоминания, которые делают классный коллектив сплоченным.

Литература

1. Н.И.Дереклеева Справочник классного руководителя. – Москва: ВАКО, 2008.

2. https://multiurok.ru/larisa74/files

 

Ольга Васильевна Бойко,

руководитель МО учителей начальных

классов, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Курска

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: