Внеурочная деятельность в образовательном процессе младших школьников
В соответствии с ФГОС НОО
Материалы
VIМеждународной научно - практической конференции
В рамках сетевого взаимодействия
Учителей начального общего образования
Курск – 2020
Редакционная коллегия:
Денисова Любовь Ивановна – методист МКУ «Научно-методический центр города Курска», Отличник народного просвещения, лауреат муниципальной премии «Признание»
Давидова Ольга Михайловна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа №5 им. И.П. Волка» города Курска
В октябре 2019 г. состоялась VI Международная научно – практическая конференция в рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов «Внеурочная деятельность в образовательном процессе младших школьников
в соответствии с ФГОС НОО».В подготовке и проведении конференции приняли участие следующие образовательные организации города:
школы №1, №2, №3, №5,№7, №8, №10, №11, №12, №13, №15, №17, №18, №20, №27, №28, №29, №30, №31, №32, №33, № 34, №35, №36, №37, №38, №39, №40, №43, №45, №46, №47, №48, №49, №50, №51, №52, №53, №54, №55,№57, №59;
лицеи: №6, №21;
гимназии: №4, №25, №44, прогимназия «Радуга», православная гимназия.
В работе конференции были представлены материалы участников сетевого взаимодействия:МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», Курский район, Курская область; МОУ «Больше-Бутырская основная общеобразовательная школа", Мантуровский район, Курская область; МКОУ «Медвенская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Г.М. Певнева»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», городской округ Мытищи, Московская область; ГБОУ «Школа № 138», город Москва; ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 им. Ю.А. Гагарина», город Севастополь; МОО «Общеобразовательная школа № 13», г. Енакиево, ДНР; МОУ «Амвросиевская школа № 2№, Амвросиевский район, ДНР; ГОУ «Стахановская средняя школа № 28», город Стаханов, ЛНР; ГОУ «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8», город Стаханов, ЛНР; Институт социально-гуманитарных технологий МГУУи Т, город Москва; школа города Ляочэн, КНР.
|
Представители педагогического сообщества делились опытом работы по различным вопросам, связанным с ФГОС НОО. Предлагаемый опыт рассматривается в контексте общей системы преподавания в начальной школе. Данные материалы представляют большой интерес с точки зрения развития современной педагогической мысли. Мы надеемся, что конференция внесет свой вклад в дело развития сетевого взаимодействия ОО по реализации ООП через внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС НОО.
Наталья Леонидовна Агаркова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 10 им. Е.И. Зеленко»города Курска
Организация внеурочной деятельности по технологии
на занятиях курса «Чудо- мастера»
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
|
Зинаида Митрофановна Торопчина
В наш век новых технологий не стоит на месте и творчество людей, ремёсла. Изобилие новых технологий талантливого народа позволяет нам всесторонне развиваться и идти в ногу с современным творчеством.
Программа духовно-нравственного и общекультурного развития нашего образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного и общекультурного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность детей.
Программа внеурочной деятельности «Чудо-Мастера» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы №10, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
В современных условиях несомненным плюсом данной программы является и то, что она опирается на работу с доступными, недорогостоящими материалами.
Программа направлена на сохранение культурного разнообразия наследия многонационального народа, овладение духовно-нравственными ценностями и культурой народов, на социальное развитие личности, её самостоятельность и саморазвитие, заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки, творчества, социальную активность, общительность, коммуникативность. Работа по данной программе построена по концентрическому принципу - от простого к сложному, с ежегодным повторением и расширением полученных знаний и умений по каждой теме, что способствует развитию творческого потенциала детей. Кроме знакомства с технологиями, их построением и их историей учащиеся также знакомятся и с опытом разных народов мира, реализуют его в своей творческой деятельности.
|
Цель программы: общекультурное развитие младших школьников средствами инновационной творческой деятельности.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с теоретическими знаниями и практическими умениями в области современных технологий декоративно-прикладного искусства;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё умение в области прикладного искусства;
- научить детей изготавливать прекрасное своими руками, разнообразить кругозор, обозначить практическое применение в жизни для конкурсного движения, интерьера в доме, подарков;
- развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.
Формы организации деятельности, используемые для организации работы с детьми по данной программе:
- сюжетные игры;
- просмотр видеоуроков и мастер- классов;
- практическое использование;
- участие в конкурсном движении;
- праздники;
- дизайнерство.
Содержание программы способствует дополнению и расширению знаний и умений, формированию универсальных учебных действий, которые дети получают в рамках образовательной области «Технология».
Данная программа позволяет учащимся 3-4 классов познакомиться с основными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, с приемами современных технологий и применения их на практике.
Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Особое место занимает работа со вторичным сырьем. Она направлена на воспитание бережливости, умение превращать ненужные вещи во что-то необходимое, красивое и на развитие творческого воображения.
Первый год обучения начинается в третьем классе и называется «Кладовая творчества».
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и изучение ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия третьеклассники под руководством учителя составляют словесный план, учатся различать понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Результатом такой деятельности стал «сундучок творчества». «Сундучок», потому что клады хранятся в сундуках. И творения детей – клады - они тоже кладут в «сундучок». В «сундучке» хранится поделка - образец учителя и обязательно одна работа из класса. Как выглядит «сундучок творчества» решают дети в классе на первом занятии, они же и создают его под руководством учителя.
Второй год обучения называется «Творчество талантов».
Своё творчество дети реализуют через индивидуальные проекты, которые они потом выполняют вместе с классом на внеурочных занятиях курса «Чудо - Мастера». Под руководством учителя ребенок разрабатывает свое изделие, технологическую карту и выступает в роли мастера на внеурочном занятии. Упор в этих поделках делается на работу с различными материалами и овладение различными техниками. Время на такие работы уходит больше, что позволяет выполнять их на внеурочных занятиях.
Таким образом, каждый ребенок в течение года получит возможность проявить себя, побывав в роли мастера.
В результате прохождения этой программы предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса, осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Второй уровень результатов - постепенное овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.
Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной деятельности в области прикладного искусства, развитие таланта и умения практического применения полученного опыта в социуме.
Литература
1. ПросняковаТ.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2008.
2. Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
3. Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами», М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Аким», 2010г.
5. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М. Гукасова. – М.: Просвещение, 2011г.
6. Оригами. Сборник.(13 подборок). Издательство: Дом МСП,2004г.