Деятельности в соответствии с ФГОС НОО




Приоритетным направлением Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей».

В Законе РФ "Об образовании" отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватной мировому уровню общей культуры, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Таким образом, одним из основных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Прививать детям патриотические чувства следует не только теоретически, наполняя их багаж знаниями, но и воспитывать практически. Необходимо увлечь детей примерами отечественной истории, в которых проявились самоотверженность, храбрость, мужество, доблесть. Надо напомнить им о преданности Родине, воинскому долгу в разные периоды истории России. В достижении этой цели активно помогают школьные музеи:Музей истории школы и Музей Партизанской Славы

Школьные музеи появились в России в конце XIX – начале ХХ вв. Немаловажен вопрос о том, чем было вызвано появление школьных музеев и для каких целей они изначально организовывались в образовательных учреждениях.

Школьные музеи изначально стали одним из направлений реализации ведущего метода преподавания – наглядного обучения; они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекать знания из представленных в экспозициях музейных предметов. Главным принципом комплектования школьных музейных фондов и непосредственно экспозиций является образовательная полезность экспоната для учебного процесса, возможность конкретизировать и расширить знания детей, почерпнутые при изучении школьных курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, географии и пр.

Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев: «У музеев есть замечательный продукт, который выше всякой конкуренции,- они располагают истинными ценностями».

Школьный музей призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения.

Главными задачами школьного музея являются:

· формирование высокого патриотического сознания;

· воспитание чувства верности своему Отечеству;

· формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, по защите интересов своей Родины;

· воспитание подрастающего поколения с ориентацией на общечеловеческие ценности.

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведение экскурсий, вечеров, конференций, встреч с ветеранами войны и с интересными людьми способствует заполнению их досуга детей, овладению различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы.

Специфика школьного музея состоит в том, что экспозиции создаются руками ребят. Обычная музейная работа — поиск материалов, исследования, пропаганда культурных ценностей — для руководителя школьного музея это средство воспитания, возможность выхода на новый компетентностный подход в образовании. Образовательная среда, создаваемая деятельностью музея, способна изменить и формы воспитательной работы школы. Работая с подлинными предметами, разрабатывая и осуществляя социально значимые проекты, учащиеся совершенно по-другому относятся к своей деятельности. Невозможно «играть» в музей, когда на тебе ответственность за реальные ценности, относящиеся к истории и культуре края.

Основополагающим элементом школьного музея является экспозиция. Именно через нее идет чувственное восприятие информации, в процессе ее создания осуществляется образовательная функция. Создание новой экспозиции предполагает осуществление поисковой, исследовательской, оформительской и экскурсионной работы.

Благодаря визуально представленному материалу музей обладает особым воздействием на эмоциональную сферу, которая в свою очередь имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала личности.

Центром гражданско-патриотического воспитания учащихся нашей школы являются Музей истории школы и Музей Партизанской Славы.

 

Формы работы школьных музеев: экскурсии, уроки в музее, занятия с активом, тематические вечера, классные часы, конкурсы, игры, викторины, семинары по народной культуре, разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея, проведение семейных, классных и школьных праздников.

Методы музейно-педагогической деятельности:

-метод социальных ролей;

-метод создания игровых ситуаций;

-метод практического манипулирования с предметами;

-метод использования ассоциативных связей;

-метод театрализации;

-метод самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

 

Образовательными функциями музеев являются:

-передача знаний музейными средствами от поколения к поколению;

-хранение культурных ценностей общества;

-социализация личности и её интеграция в общество;

- расширение общего кругозора.

 

Музей Партизанской славы открыт 1 октября 1994 года. В сборе материалов и оформлении ныне действующих экспозиций принимали участие учителя и старшеклассники школы.

Первым руководителем музея был доктор исторических наук, профессор Коровин В.В. Нынешний руководитель – кандидат исторических наук Золотухин А.Ю.

Музей отражает историю партизанского движения на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны. Тематика раскрыта в экспозициях: «Начало войны», «Народные мстители», «Боевые операции Курских партизан», «Руководители и организаторы»,«Разведчики и диверсанты», «Юные патриоты», «Партизанский быт». В музее хранится более 300 фотографий участников партизанской борьбы, их воспоминания;копии документов; газеты и листовки, издававшиеся в тылу врага, фрагменты вооружения, предметы армейского быта, военно- историческая литература.

Музей истории школы был создан по инициативе Совета старшеклассников, выпускников школы, учителя краеведения В.В. Коровина и при поддержке администрации школы в лице директора Синицыной С.В.

В 2008 году он открыл свои двери для посетителей. Сегодня музей насчитывает более 1000 разнообразных экспонатов. В музее истории школы собраны атрибуты школьной жизни советского периода, личные вещи выпускников и учителей, печатные материалы, фотографии, письма, альбомы, воспоминания учеников разных лет.

В музее истории школы постоянно обогащаются экспозиции: «С чегоначинается школа?», «Школьная атрибутика», «Атрибуты детских и юношеских организаций советского периода», «Школа музыкальная», «Наши учителя», «Школьные годы чудесные», «Я лишь солдатский выполнил свой долг».

Учителя начальных классов школы используют воспитательные возможности школьного музея, проводя обзорную экскурсию для своего класса, различные мероприятия, занятия по внеурочной деятельности в рамках работы и в условиях музея.

В помещении музея проводятся различные формы занятий по внеурочной деятельности младших школьников: музейные уроки,тематические экскурсии,уроки мужества,уроки памяти, этические беседы,уроки-диспуты, исторические игры,конкурсы и викторины.

Работая по программе внеурочной деятельности «Мир вокруг нас», «Богатыри Земли нашей», учителями школы используются различные формы и методы музейной педагогики. Один из видов занятий – это музейный урок.

Музееведы,учащиеся старших классов, проводят совместно с учителями музейные уроки для учеников начальных классов(«Сказка о Вишневом портфеле»,«В поиске школьных сокровищ», «Музей в стареньком портфеле» и др.), в ходе которых учащиеся знакомятся с историей школы от момента ее открытия до сегодняшних дней, с первым педагогическим коллективом школы, ее директорами, выдающимися выпускниками, школьными традициями, заложенными в 60-е годы, с различными школьными атрибутами и принадлежностями прошлых лет.

Занятия проходят в форме игры, в ходе которой участникам предлагается найти музейный предмет по предложенным ориентирам, разгадать шифровку и загадки, решить ребус, прочитать тайное письмо. Рассказ сопровождается демонстрацией экспозиций и экспонатов, представленных в музее.В роли школьного экскурсовода выступают не только старшеклассники, но и учащиеся начальных классов. Активисты музея делятся с ними своим опытом, знаниями. Ведется работа по подготовке младших школьников к активной работе в музее.

В сентябре 2019 года учащиеся школы,в том числе и ученики начальных классов,приняли участие в фото-квесте «По родному округу»в рамках городской воспитательной программы "Экскурсовод – лицо музея". Участникам фото-квестапредстояло по описанию найти объекты культурной и мемориальной значимости, сфотографироваться, проявив творческую фантазию, выполнить различные задания.

6 и 7 февраля 2019 года учащиеся приняли участие в выставке передвижных экспозиций "Февраль. Восьмое. Сорок третий", посвящённой 76-й годовщине освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков, в рамках городской воспитательной программы "Экскурсовод – лицо музея", проходившая в Доме детского творчества Железнодорожного округа города Курска.Наши третьеклассники и четвероклассники посетили передвижные выставки школ. Юные экскурсоводы школ представили свои экспозиции, помогли глубже осмыслить события далекого февраля 1943 года.

Очень сложно говорить о событиях Великой Отечественной войны, найти такой тон разговора, который бы, задевая за струны памяти, не формально, а эмоционально воздействовал на ребёнка, дал ему ощутить ту страшную трагедию, которую приносит война.

На занятиях по внеурочной деятельности в музее Партизанской Славы большую ценность представляют документы фронтовых лет, книги, фотоальбомы, фрагменты вооружения, предметы армейского быта («Дороже золота», «Партизанская волна», «Курский Гастелло», «Курские партизаны и подпольщики», «Наша славная СМС», интеллектуально-познавательная игра «Я помню» и др.).

Один из музейных уроков связан с войнами в мирное время: афганской и чеченской. На нем знакомим детей с экспозицией «Я лишь солдатский выполнил свой долг». В ней представлены выпускники, которыми особо гордится школа: Сергей Фатьянов, Валерий Нечаев, Александр Воробьев. 8 декабря 2009 года на территории нашей школы был установлен памятный знак «Героям - выпускникам, погибшим в горячих точках».Именно здесь проходят мероприятия, на которых говорится о подвиге, о чести, о любви к Родине.

По традиции в музее Партизанской Славы организуются мероприятия, посвященные Дню Неизвестного солдата. Накануне памятной даты активисты музея ежегодно проводят для учащихся начальных классов устный журнал «Безымянные герои». Своими руками ученики изготавливают символ памяти – журавлей.

Особое место в музее занимает экспозиция «Партизанский быт». В ней представлено большое количество интересных экспонатов: элементы экипировки партизан, образцы обуви, печка – буржуйка, посуда, санитарная сумка. Здесь же находится и гордость нашего музея – рация РБМ.

Эта экспозиция с рацией самая живая, поскольку является контактной: желающие могут прикоснуться к экспонатам, примерить их на себя.

Поскольку музей школьный, мы вводим в музейную жизнь элемент игры. Музейное правило «Руками не трогать!» меняется на разрешение «Трогать можно!» При этом четко обозначаем границы игры: что можно, а что нельзя трогать. Ведь воспитание музейной культуры – важная задача школьного музея.

На занятиях по внеурочной деятельности в музее хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». Работас музейнымипредметами (школьные принадлежности, парта старой школы, форма ученика, атрибуты пионерской организации и др.)позволяет учащимся ощутить атмосферу школы прошлого столетия.

Благодаря музейной педагогике дети выступают в роли экскурсовода, ученика старой школы, пионера,партизана, связиста, медсестры и др.

К особенностям занятий с использованием музейной педагогики относится также самостоятельная исследовательская работа учеников.

Учащиеся начальных классов составляли «Словарик старинных слов». Дети вместе с родителями проводили исследовательскую работу: выбрали экспонат по желанию в школьном музее; нарисовали его (или подобрали картинку этого предмета); узнали его толкование и назначение, придумали небольшой текст с использованием этого слова.

Учащиеся 4-х классов совместно с активистами музея Партизанской Славы проводили небольшое исследование, чтобы ответить на вопрос: Как предметы, входящие в комплектацию СМС (сумка медицинская, санитарная),помогали оказывать доврачебную помощь?»; работали над созданием карты родного края с целью представления мест формирования партизанских отрядов на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны.В проектно-исследовательской работе «Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки» учащиеся собрали и проанализировали сведения об учебе своих близких в начальной школе, узнали об их школьных принадлежностях, учебных предметах, учебниках, сравнивали их с современными учебными пособиями. Некоторые ученики принесли из семейных архивов табель успеваемости, похвальные листы, тетради,прописи,фотографии школы, класса, где учились их родители.

Чтобы выйти на ценностное отношение младших школьников к рассматриваемой проблеме, нужны такие формы как дебаты,дискуссии, тематические диспуты.Участвуя в дискуссиях «Нужны ли нам музеи?», «Герои нашего времени», диспуте"Что значит быть патриотом", «Мы – будущее России»,учащийсяв общении со сверстником, «таким же, как он сам», устанавливает и проверяет свои ценности.
Воспитывая соответствующую новым стандартам всесторонне развитую личность и прививая национальные ценности, учитель ориентирован на «портрет выпускника начальной школы, любящего свойнарод, свой край и свою Родину». Все вышеуказанные методы и приёмы, используемые на занятиях по внеурочной деятельности в условиях музея,помогают достичь этой цели.

Деятельность учителя на занятиях по внеурочной деятельности должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования и проявления учащихся гражданской и нравственной позиции, пробуждение интереса к истории Родины,воспитание уважительного отношения к прошлому.

 

«Ходите в музеи, почаще ходите,

И вместе с собою детей приводите,

Время в витринах музея застыло,

Эпоху другую для нас сохранило.

Наследие это потомкам своим

В стенах музейных мы сохраним!»

Литература и интернет – ресурс

1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - N 9. - С. 17-20.

2. Ветюхина Е.В. Музейная педагогика в гражданско-патриотическом воспитании / Е.В. Ветюхина. - М., Школьная книга, 2009. - 188 с.

3. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С. 29-33.

4. Козлова Л.К. Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания): дис. … канд. пед. наук / Л.К. Козлова.- М., 2014. - 218 с.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета (Федеральный выпуск). — 2015. — 8 июня — № 6693 (122

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Москва: Просвещение, 2014г. — 48 с.

8. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887883

©Библиофонд

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: