Через организацию социально – преобразующей добровольческой деятельности




 

"Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребёнке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания

должно стать возведение добрых инстинктов

детской натуры в сознательное стремление к идеалам

добра и правды и, наконец, постепенное

образование твёрдой и свободной воли".

Н.И. Пирогов.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации учащихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации ребёнок занимает позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

Для формирования социальной активности младшего школьника важно придерживаться ряда условий:

- развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников;

- выполнение работы на основе внутреннего, а не внешнего побуждения;

- наличие интереса;

- положительные эмоции, состояние увлеченности, желание продолжить занятия данной деятельностью;

- совместная деятельность класса, которая объединена какой-либо общей целью;

- демократический стиль руководства в коллективе;

- постепенное развитие коллективистских гуманистических отношений между учениками;

- обучение школьников младших классов организаторским умениям.

Формированиеу детей социальной активности происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при хорошей организации деятельности в ходе взаимодействия с людьми. Одно из условий эффективной работы по формированию у учеников социальной активности - их включенность в коллектив. Чем шире и богаче будет общение детей в коллективе, тем в итоге больше окажется возможностей для того, чтобы развить у них необходимые социальные качества. У детей в коллективе в ходе осуществления ими совместной деятельности происходит обмен информацией, согласуются различные общие цели, происходит взаимоконтроль, развиваются способность понимать состояния и мотивы поступков окружающих людей и соответственно реагировать на них. В опыте коллективных отношений постепенно у детей формируются эмпатия, доброжелательность, социальная чуткость, помогающие психологически грамотно выстраивать взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя со своими сверстниками, ученики в итоге осваивают опыт лидерства и подчинения, развивают организаторские способности.

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. При организации внеурочной деятельности в рамках социального направления необходимо обратить особое внимание на следующее:

- воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, стойкости, потребности приносить пользу окружающим;

- формирование норм взаимоотношений;

- социальная активность, повышение уровня самоопределения ребенка;

- сформированность ответственного отношения к общему делу;

-патриотическое воспитание учащихся в начальной школе как составная часть многостороннего процесса формирования личности, воспитание любви к малой родине.

Основными средствами формирования социальной активности младших школьников являются традиционные внеурочные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.

Актуальность данной деятельности заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Добровольческая деятельность в начальной школе – это «зачатки» волонтёрского движения. По законодательству волонтёром может стать любой человек, достигший 14-летнего возраста.Но, на наш взгляд, процесс социализации личности должен начинаться как можно раньше, и младшие школьники могут систематически заниматься волонтёрской деятельностью и вносить свой посильный вклад в это движение.

Направления и формы социальной деятельности многообразны:

-просветительская и профилактическая деятельность (агитбригады, театрализованные представления, создание и распространение печатных материалов различной тематики);

-помощь бездомным животным и защита окружающей среды (участие вразличного рода акциях по привлечению общественности к данной проблеме, сбор корма для животных, распространение материалов просветительской направленности);

-творческая деятельность (организация творческих мероприятий, конкурсов, концертов, праздников, сочинительство, оформление стенгазет);
-досуговая деятельность (организация свободного времени младших товарищей и сверстников, подвижных игр для первоклассников);
-экологические марши (озеленение и уборка пришкольной территории, подкормка птиц в холодное время года).

Виды деятельности школьников в процессе социально – преобразующей добровольческой деятельности следующие:

1. День пожилого человека. Праздник для бабушек, дедушек.

2. Праздник «День матери».Литературно-музыкальный вечер.

3. «Наши руки не знают скуки». Изготовление книжек-малышек дляребят МДОУ № 48.

4. Организация перемен. Разучивание игр на переменах.

5. Акция «Забота». Уход за комнатными растениями вклассе.

6. Беседа «Птицы - наши друзья». Изготовление кормушек.

7. Акция «Помоги птицам!».Развешивание кормушек на территории

школы, дома, где живёшь.

8. Беседа «Кем быть?». Встреча с родителями разных профессий.

9. Беседа «Спаси дерево».Сбор макулатуры.

10. Операция «Книжка заболела». Ремонт книг из классной библиотеки.

11. Акция «Протяни руку помощи». Сбор вещей для детей детских домов и

нуждающимся.

12. Беседа «Один дома». Изготовление памяток «Телефоны экстренных служб».

13. Беседа «Соблюдай личную гигиену». Встреча с медработником школы.

14. Беседа по правилам дорожного движения. Встреча с инспектором ГИБДД.

15. Акция «Наш чистый школьный двор». Организация субботников (вместе с

родителями).

16. Рейд «Как живешь, учебник?». Ремонт учебников.

В результате реализации и проведения этих мероприятий, при выходе из начальной школы получаем выпускника со следующими личностными характеристиками:

• любящего свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающего и принимающего ценности общества;

• любознательного;

• готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

И, как говорит народная мудрость,

"Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

Если на десять лет вперед – сажай лес,

Если же на сто лет – воспитывай детей".

Так давайте же следовать этому завету предков.

Литература

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2003.

2. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.

3. Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 1978.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: