"Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребёнке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания
должно стать возведение добрых инстинктов
детской натуры в сознательное стремление к идеалам
добра и правды и, наконец, постепенное
образование твёрдой и свободной воли".
Н.И. Пирогов.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации учащихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок занимает позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Для формирования социальной активности младшего школьника важно придерживаться ряда условий:
|
- развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников;
- выполнение работы на основе внутреннего, а не внешнего побуждения;
- наличие интереса;
- положительные эмоции, состояние увлеченности, желание продолжить занятия данной деятельностью;
- совместная деятельность класса, которая объединена какой-либо общей целью;
- демократический стиль руководства в коллективе;
- постепенное развитие коллективистских гуманистических отношений между учениками;
- обучение школьников младших классов организаторским умениям.
Формированиеу детей социальной активности происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при хорошей организации деятельности в ходе взаимодействия с людьми. Одно из условий эффективной работы по формированию у учеников социальной активности - их включенность в коллектив. Чем шире и богаче будет общение детей в коллективе, тем в итоге больше окажется возможностей для того, чтобы развить у них необходимые социальные качества. У детей в коллективе в ходе осуществления ими совместной деятельности происходит обмен информацией, согласуются различные общие цели, происходит взаимоконтроль, развиваются способность понимать состояния и мотивы поступков окружающих людей и соответственно реагировать на них. В опыте коллективных отношений постепенно у детей формируются эмпатия, доброжелательность, социальная чуткость, помогающие психологически грамотно выстраивать взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя со своими сверстниками, ученики в итоге осваивают опыт лидерства и подчинения, развивают организаторские способности.
|
Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. При организации внеурочной деятельности в рамках социального направления необходимо обратить особое внимание на следующее:
- воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, стойкости, потребности приносить пользу окружающим;
- формирование норм взаимоотношений;
- социальная активность, повышение уровня самоопределения ребенка;
- сформированность ответственного отношения к общему делу;
-патриотическое воспитание учащихся в начальной школе как составная часть многостороннего процесса формирования личности, воспитание любви к малой родине.
Основными средствами формирования социальной активности младших школьников являются традиционные внеурочные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной деятельности заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
|
Добровольческая деятельность в начальной школе – это «зачатки» волонтёрского движения. По законодательству волонтёром может стать любой человек, достигший 14-летнего возраста.Но, на наш взгляд, процесс социализации личности должен начинаться как можно раньше, и младшие школьники могут систематически заниматься волонтёрской деятельностью и вносить свой посильный вклад в это движение.
Направления и формы социальной деятельности многообразны:
-просветительская и профилактическая деятельность (агитбригады, театрализованные представления, создание и распространение печатных материалов различной тематики);
-помощь бездомным животным и защита окружающей среды (участие вразличного рода акциях по привлечению общественности к данной проблеме, сбор корма для животных, распространение материалов просветительской направленности);
-творческая деятельность (организация творческих мероприятий, конкурсов, концертов, праздников, сочинительство, оформление стенгазет);
-досуговая деятельность (организация свободного времени младших товарищей и сверстников, подвижных игр для первоклассников);
-экологические марши (озеленение и уборка пришкольной территории, подкормка птиц в холодное время года).
Виды деятельности школьников в процессе социально – преобразующей добровольческой деятельности следующие:
1. День пожилого человека. Праздник для бабушек, дедушек.
2. Праздник «День матери».Литературно-музыкальный вечер.
3. «Наши руки не знают скуки». Изготовление книжек-малышек дляребят МДОУ № 48.
4. Организация перемен. Разучивание игр на переменах.
5. Акция «Забота». Уход за комнатными растениями вклассе.
6. Беседа «Птицы - наши друзья». Изготовление кормушек.
7. Акция «Помоги птицам!».Развешивание кормушек на территории
школы, дома, где живёшь.
8. Беседа «Кем быть?». Встреча с родителями разных профессий.
9. Беседа «Спаси дерево».Сбор макулатуры.
10. Операция «Книжка заболела». Ремонт книг из классной библиотеки.
11. Акция «Протяни руку помощи». Сбор вещей для детей детских домов и
нуждающимся.
12. Беседа «Один дома». Изготовление памяток «Телефоны экстренных служб».
13. Беседа «Соблюдай личную гигиену». Встреча с медработником школы.
14. Беседа по правилам дорожного движения. Встреча с инспектором ГИБДД.
15. Акция «Наш чистый школьный двор». Организация субботников (вместе с
родителями).
16. Рейд «Как живешь, учебник?». Ремонт учебников.
В результате реализации и проведения этих мероприятий, при выходе из начальной школы получаем выпускника со следующими личностными характеристиками:
• любящего свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающего и принимающего ценности общества;
• любознательного;
• готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
И, как говорит народная мудрость,
"Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
Если на десять лет вперед – сажай лес,
Если же на сто лет – воспитывай детей".
Так давайте же следовать этому завету предков.
Литература
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2003.
2. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.
3. Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 1978.