Социальное направление во внеурочной деятельности в условиях модернизации начального общего образования




«Только та школа становится очагом духовной жизни,

где проводятся интересные уроки и успешно

применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков»

В. А. Сухомлинский

Школа для ребёнка - это не просто учреждение, где он получает определённые знания, но и место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя для взрослой жизни. В определённой степени его успех в будущем будет определяться в зависимости от того, как он прошёл процесс воспитания и социализации в школе. Новое общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. И очень многое будет зависеть от семьи и школы.

Задача школы - поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организуется внеурочная деятельность учащихся.

Вспомним, что такое внеурочная деятельность. В ФГОС НОО сказано, что внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В определении много слов, но главное в нём - форма, отличная от урока.

Давайте рассмотрим, какие формы и методы можно использовать в работе по направлению социальное творчество.

Социальное направление внеурочной деятельности понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Социализацию личности можно представить как процесс приспособления (адаптации) человека к жизни в обществе. Школа - агент вторичной социализации. Именно в школьном возрасте человек усваивает большинство социальных ролей, необходимых ему в жизни.

Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия, среди которых можно отметить следующие:

- самоуправление в классе;

- работа по благоустройству территории школы;

- работа по озеленению класса;

- организация дежурства в классе;

- встречи с представителями разных профессий;

- выставки поделок;

- субботники;

- социальные пробы (участие в социальных акциях, организованных взрослыми);

- коллективное творческое дело;

- социальные проекты и их реализация.

В условиях школы социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора индивидуального пути посредством включения в занятия по интересам; увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий. Именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание.

Социальное направлениетакже затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей:

- ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

- ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему;

- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды;

- ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности и патриотизма.

Почему детям традиционно нравится внеурочная деятельность? Здесь есть максимальная возможность проявить инициативу, самостоятельность, самокритичность. Здесь нет троечников, нет отличников, нет комплексной работы, но есть результат, прежде всего личностный.

Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». В течение года МБОУ «СОШ№13», МБОУ «СОШ №17», МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №32 им. прп. Серафима Саровского», МБОУ «СОШ №47 им. С. В. Широбокова», МБОУ «СОШ №59» и МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска в рамках сетевого взаимодействия провели 12 совместных мероприятий социального направления. Это спектакль «Рождественская сказка», концертно-игровая программа «Мы дарим вам тепло своих сердец», выпуск электронно-образовательного ресурса «Курск! Курск! Курск! на пути к 1000-летию».Внего вошли значимые объекты нашего города, история его возникновения; творческие мастерские и мастер-классы социального направления: «Пробуем быть!», «Детям обо всём на свете», «Доброе дело от доброго сердца», социальная акция «Сохраним источник» (уборка территории вокруг источника Серафима Саровского), социальная акция-конкурс «Читаем вместе произведения курских писателей»; социальные проекты: «Подари праздник!», «Выходи играть во двор!», «Ветеран живет рядом». Все мероприятия были успешными, яркими, запоминающимися. Нам есть что показать и есть к чему стремиться. Мы рады делиться опытом друг с другом. И самое главное, мы получили прекрасную возможность объединить наших детей для успешной, значимой деятельности.

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла чёрная точка.

– Что вы здесь видите? – спросил старец.

– Точку, – ответил один.

– Чёрную точку, – подтвердил другой.

– Жирную чёрную точку, – уточнил третий.

И тогда их любимый учитель заплакал.

– Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? – удивились ученики.

– Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку и никто из вас не заметил чистого белого листа…Этот белый лист бумаги - он так огромен, больше, чем эта чёрная точка!

Вот в этом и состоит главная задача учителя: научить своих учеников широко видеть мир, ярко проявлять себя и свои возможности. Именно этому способствует внеурочная деятельность, в которой может раскрыться каждый ученик.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

2.Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.

 

 

Елена Юрьевна Волобуева,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 47 имени С.В.Широбокова» города Курска



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: