«Уметь с умом распорядиться досугом –
высшая ступень цивилизованности»
Бертран Рассел
В наше время тема «Организация досугово-развлекательной деятельности младших школьников во внеурочное время» очень актуальна, потому что досуг очень важен в школьной жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих.
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы.
Досуг, под руководством учителя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг детей – всегда самореализация и самореабилитация.
Ожидаемый результат – создание оптимальных условий для развития, творческая самореализация каждого, формирование навыков коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт и социальная защищенность.
Цель досугово – развлекательной деятельности: социализация, развитие коммуникативной культуры каждого ребенка.
Функции досуга:
• обучающая,
• развлекательная,
• релаксационная,
• воспитывающая,
• коммуникативная.
Классификация видов досугово – развлекательной деятельности
Досуг ребенка может быть:
• пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);
|
•организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);
• контролируемым и неконтролируемым;
• коллективным и индивидуальным;
•подражательным и творческим;
• опережающим и нормативным.
Виды досугово – развлекательной деятельности
• Познавательная деятельность осуществляется в ходе привлечения учеников к чтению, проведения познавательных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.
• Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является формирование положительного отношения утруду, желания трудиться, убеждения в том, что трудиться необходимо.
• Социально-ориентационная деятельность богата и разнообразна по своему содержанию. У детей формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, к себе как гражданину.
• Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее назначение – создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю позицию личности по отношению к высшим ценностям.
• Художественно –эстетическая деятельность направлена на воспитание у школьников отношения к прекрасному.
• Физкультурно – спортивная (оздоровительная) деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни.
Формы организации досуга
По времени проведения все формы можно разделить на:
-кратковременные (продолжительность от нескольких минут до нескольких часов);
- продолжительные (продолжительность от нескольких дней до нескольких недель);
|
По количеству участников формы могут быть:
- индивидуальные (учитель – ученик);
- групповые (учитель – группа детей);
- массовые (учитель – несколько групп, классов);
По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.
По способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации:
- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
- деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;
- инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату:
- информационный обмен;
- выработка общего решения (мнения);
- общественно значимый продукт.
Технология проведения досуга
1. Подготовительный этап, призванный вызвать у участников желание разнообразить свой досуг.
2. Психологический настрой – оформление помещения, атрибутика, внешний вид участников.
3. Содержание (т.е. сам досуг).
4. Финал – эмоциональное, четкое завершение мероприятия (благодарности, общая песня, призы, сюрприз…).
5. Педагогические последствия – анализ (проводится за границами мероприятия)
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей.
Игры-конкурсы, игры-состязания – это игры, обязательным условием которых являются элементы состязательности. Таким состязанием может стать вся игра или отдельные ее этапы, фрагменты. При подготовке заданий для подобных соревнований педагогу следует обратить внимание на то, что задания командам должны быть примерно одинаковыми по содержанию и степени сложности.
|
Таким образом, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность. Это было показано в сюжетно-ролевых играх в рамках сетевого взаимодействия «Масленица – праздник солнца и добра» (СОШ №1), «Дружба – главное чудо на свете» (СОШ №30), путешествие «По сказкам А.С.Пушкина» (СОШ №55).
Конкурс или конкурсная программа – один из видов состязаний, задача которых поддерживать и развивать у детей желание творить, сочинять, соревноваться в силе, ловкости, умении рисовать, инсценировать песни, сказки, стихи.
Конкурс – это соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием. В ходе проведения конкурса каждый участник может проверить свои знания, умения, способности. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими и практическими умениями. В нашей сетевой группе были проведены конкурсная программа «Семь горошин для принцесс» (СОШ№20) и
творческий конкурс «Созвездие талантов» (СОШ №49).
Праздник - особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досугово – развлекательной деятельности. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интервью с ними и др.
Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий создания атмосферы ожидания праздника. Праздник – есть своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Любой детский праздник «развлекая – поучает…» и это мы увидели во время проведения праздника «Знатоки родной природы» (СОШ №49), «Арбузник» (СОШ №55), «Русский солдат не знает преград» (СОШ №20).
Фестиваль – это праздник общения, познания и мастерства. Отсутствие соревновательной атмосферы положительно отражается на развитии самостоятельности, инициативности и творчества учащихся начальных классов. Между ребятами формируются не конкурентные отношения, а налаживаются дружелюбные и деловые отношения, возникают взаимопонимание и взаимная поддержка, зарождаются и развиваются детские общности – это нам показали коллеги из СОШ №28 во время проведения фестиваля «Встречаем весну».
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность. Эту специфику мы увидели при проведении литературно-музыкальной гостиной «Девятый день большого мая» на базе СОШ№30.
Спортивно - развлекательная деятельность направлена на получение удовольствия, совмещенная с физическим удовлетворением. Это и пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом, формирование мотивации сохранения собственного здоровья, укрепление уверенности детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека. Всем этим поступкам соответствовали «Зимние забавы», проведенные в СОШ №28.
Театрализованное представление – требует от организаторов большой подготовки: это и осуществление самой постановки, и подбор костюмов, реквизита, музыки, соответствующего оформления и т.д. Но в то же время, именно эта форма способствует наиболее эффективному формированию негативного отношения к вредным привычкам, «психологической сопротивляемости» отрицательному влиянию, ценностному отношению к своему здоровью. В процессе досугово-развлекательной деятельности накапливается опыт коллективного переживания, формируется нравственное здоровье ребенка, создается необходимый для общения эмоциональный запас, уважение к людям, контактность, рождается содружество, а значит, и дружба.
Можно сделать вывод:
Досуг – это школа поддержки, одобрения любого ребенка.
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский
Литература
1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011
3. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития», 1997
4. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. – Ярославль, «Академия развития», 1998
Ольга Петровна Глызина,
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 48 им. Р.М. Каменева» города Курска