Сегодняшние школьники, став взрослыми, будут сильно отличаться от нас. А вот в какую сторону будет направлен их жизненный вектор – это решается уже сегодня здесь и сейчас. Перед нами стоит серьёзная стратегическая задача – формирование такого типа личности, которая сможет эффективно работать, самосовершенствоваться, быть гибкой, мобильной, креативной, но вместе с тем иметь крепкий духовно-нравственный фундамент и обладать социальной компетентностью.
Социальная компетентность не может состояться без сформированности у школьника личностных результатов обучения. Именно этот блок планируемых результатов, формирование которого является обязательной задачей школьного образования, служит основой для становления, развития и укрепления социальной адаптированности ребёнка.
Стоит признаться, что определённая часть современной молодежи сегодня является социальными иждивенцами, привыкшими брать от государства и общества. Умение преодолевать ситуации социального риска и при этом обладать социальной активностью - вот те задачи, которые мы должны научиться решать сегодня, чтобы следующие поколения не продолжили нить социальной иждивенции.
Одной из действенных современных технологий, позволяющих достичь вышеобозначеных задач, является технология средового подхода. Средовый подход представляет собой осуществляемое через специально созданную среду управление процессом формирования и развития учащегося. Принципиальной особенностью при этом является последовательное, планомерное воздействие на ребенка.
Среда влияет на образ жизни ребенка, задавая те или иные стереотипы, модели, «коридоры» движения по жизни. Сегодня ученик вращается сразу в нескольких средовых пространствах: это и бытовая (домашняя среда), и виртуальная интернет-среда, среда улицы и школьная среда …
|
Разная среда побуждает к неодинаковым действиям, связанным со структурой и функциями среды. Творческая среда побуждает к творчеству, развивающая - к развитию, агрессивная - к агрессии, здоровая - к оздоровлению, опасная - к защите, стрессу. [1]
При этом педагогический процесс рассматривается как процесс создания среды с определенными свойствами, а действия педагога или педагогического коллектива как средообразовательные действия.Технология средового подхода имеет свою терминологию (стихии: стихия заинтересованности, стихия поиска, стихия игры, стихия милосердия и др.; способы бытия: созерцание, соотнесение, соизмерение, сопоставление, сопереживание и др.; тип трофики: трофика для глаз, слуха, для ума, для души, для памяти, для укрепления воли и др.), алгоритм и условия его реализации.
Предлагаю опыт работы в рамках средового подхода на примере организации проектно-исследовательской деятельности.
Школа, в которой я работала, с 2015 года носит имя прп. Серафима Саровского. Образ этого святого в преломлении духовного подвига и подвига человеческого является неотъемлимой частью образовательного процесса.
В рамках реализации 2-х летней программы внеурочной деятельности «Азбука логичного мышления» итоговым продуктом стали исследовательские работы учащихся. Будучи учителем, я не пыталась делать проекты ради проектов. Управление организацией работы ученика над темой исследования позволяет погрузить ребенка в такую среду, которая способствует не только его развитию, но и формированию его личности, в том числе ее созидательной направленности.
|
Одну из работ «Паломнические маршруты по местам, связанным с именем прп.Серафима Саровского» (автор – ученик 5Б класса МБОУ «Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» Арсений Шкилёв) я хочу представить.
Паспорт работы
Тема | Паломнические маршруты по местам, связанным с именем прп.Серафима Саровского |
Цель | Создание паломнического маршрута по Курской области и г.Курску |
Задачи | 1. Систематизировать информацию о географических и исторических объектах города и области, носящих имя прп.Серафима Саровского. 2. Описать маршруты по общим критериям: особенность места, расстояние, затраченное время, придорожный сервис. 3. Обобщить собранный практический материал и информацию печатных и интернет-источников. |
Тип проекта | Информационный, практико-ориентированный |
Методы исследования | - изучение литературных и интернет-источников; - практические методы: посещение памятных мест, сбор фотоматериалов; - метод качественной и количественной обработки результатов. |
Срок работы | Лето 2018 – весна 2019 года |
Итоговый продукт | Авторские карты маршрутов по теме работы. Итоговый альбом. |
В ходе анкетирования мы выяснили, что наиболее известные и посещаемые места в нашем регионе, связанные с именем прп. Серафима Саровского, это Курская Коренная пустынь и Сергиево-Казанский собор. Мы решили максимально расширить перечень таких мест.
Для этого были систематизированы географические, исторические и культурологические объекты, связанные с именем святого. В процессе работы мы выделили 16 таких объектов. Места города и области, связанные с именем прп. Серафима Саровского, были разделены на две группы: это исторические места, которые связаны с мирской жизнью Прохора Машнина и его семьи, и современные места, которые появились уже после канонизации прп. Серафима Саровского.
|
Объекты Курской области | Объекты города Курска | ||
объект | вид | объект | вид |
Курская Коренная пустынь | Ист. | Сергиево-Казанский кафедральный собор | Ист. |
Источники: Солнцевский р-н (с.Бунино), с.Покровское (Черемисиновский р-н) д.Шуклинка, п.Пристень | Совр. | Воскресно-Ильинский храм | Ист. |
Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших (г.Курчатов) | Совр. | Свято-Троицкий женский монастырь | Ист. |
Храм преподобного Серафима Саровскогов деревне Гирьи Беловского района | Совр. | Улица Серафима Саровского | Совр. |
Храм Ахтырской иконы Божией матери | Ист. | ||
Храм во имя преподобного Серафима Саровского | Совр. | ||
Храм во имя преподобного Серафима Саровского и собора Курских святых | Совр. | ||
Источник на р.Тускарь | Совр. |
10 из этих объектов мы описали как туристические маршруты. Каждый маршрут можно выбрать, исходя из имеющегося времени и возможностей туристов. Самый длительный из них – в д. Гирьи Беловского района, занимает 1ч 50 мин, а самый короткий – Серафимовская часовня Сергиево-Казанского собора на ул. Горького, занимает 2 минуты (отправной точкой маршрутов стала школа № 32, расположенная по адресу: г. Курск, ул. Володарского, д.44А).
Объект | Расстояние | Время в пути |
Источник в п. Пристень | 105 км | 1ч 41 мин |
Источник в д.МашниноСолневского района | 57 км | 55 мин |
Памятник прп. Серафиму Саровскому в с.ПокровскоеЧеремисиновского района | 97 км | 1ч 34 мин |
Храм прп. Серафима Саровского в д.Гирьи Беловского района | 116 км | 1ч 50 мин |
Храм прп. Серафима Саровского и всех святых, в земле Курской просиявших, в г.Курчатове | 47 км | 50 мин |
Курская Коренная пустынь | 31 км | 37 мин |
ул. Серафима Саровского, г.Курск | 1км 100м | 4 мин |
Храм прп. Серафима Саровского на ул.Полевой, г.Курск | 4 км | 10 мин |
Храм прп. Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших по ул. Союзная, г.Курск | 8 км | 19 мин |
Серафимовская часовня при Сергиево-Казанском Соборе на ул.Горького, г.Курск | 600 м | 2 мин |
Приведем пример одного из маршрутов. Это источник, который носит имя прп. Серафима Саровского. Находится он в посёлке Пристень. Его обустроили и освятили в 2006г. Рядом с источником установлены крест и деревянная скульптура батюшки Серафима. В день памяти святого крестным ходом православные направляются к святому источнику. После молебна верующие, желающие окунуться в холодные воды, оказываются в купели. Люди верят, что излечатся от хворей души и тела.
ПРОЕЗД: из Курска по трассе М-2 в направлении г.Белгорода. Далее на автомобильной развязке перед Нагорным по указателю на город Обоянь.
В городе Обояни проезд по улице Кирова, повернуть налево на улицу Ленина, не сворачивать, ехать по трассе. Затем повернуть по указателю направо на п.Пристень. Источник находится при въезде в посёлок, с левой стороны.
ИТОГО: Расстояние 105 км, время в пути 1час 41 минута.
Еще одной особенностью работы является расписанный к каждому объекту, расположенному в Курской области, придорожный сервис. Так, придорожный сервис маршрута к источнику в п. Пристень включает:
АЗС | Кафе | Гостиница | Аптека | Больница | Шино- монтаж |
Курская область, Курский район, д.Цветово, 1е г.Обоянь ул.Курская, 134 п. Пристень, ул. Мирная | Курская область, Медвенский р-н, пгт. Медвенка, ул. Певнева, д.102 «А», «Очаг» г. Обоянь, ул. Ленина, 76 «Встреча» | Курская область, Медвенский р-н, хутор Соломыков-ские дворы, 7»А» Курская область, Курский р-н, ст.Резинщик 161 А. «Олимпия» | Курская область, Пристен-ский р-н, с.Бобры-шево, ул. Плант 131/1 | г. Обоянь, ул.Луначар-ского, 33 Б | г. Обоянь, ул. Курская, 134 |
Работая над маршрутами, мы пытались найти уникальные факты, особенности, которые побуждали бы туристов посетить то или иное место. Например, один из источников располагается у деревни МашниноСолнцевского района Курской области, у подножия горы на левом берегу реки Сейм. Как гласит предание, здесь родились и некоторое время проживали Исидор и Агафья Машнины – отец и мать Прохора Машнина.
Расстояние до этого источника 57 км, а время в пути составляет 54 минуты.
Практическим результатом работы стало создание карт Курской области и города Курска с проложенными маршрутами.
Практическая значимость работы:
1. Возможность оптимального выбора паломнической экскурсии с учётом обобщённой информации (экономия времени).
2. Альтернативный семейный отдых на территории Курской области.
3.Использование материалов работы на уроках окружающего мира, математики, ОРКСЭ, на классных часах.
В процессе данной работы происходило эффективное развитие всех элементов социальной компетентности: целеполагание (принятие решений, ответственность, планирование, анализ и коррекция), умение понимать и учитывать чувства и потребности другого, по возможности управлять своими собственными эмоциями и чувствами, социальная мобильность, активность.
Таким образом, практики средового подхода являются эффективными в области формирования социального здоровья ребёнка, если в их основе лежит реальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная на созидание и включающая школьника в ситуацию социальной активности.
Литература и интернет-ресурсы
1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. – М., 1998.
2. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: История рода. – Курск, 2007.
3. Средовый подход как методология научно-педагогического исследования [Электронный ресурс]. URL:https://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/ (дата обращения: 05.09.2019)
4. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii (дата обращения: 10.09.2018)
5. [1]Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekopsihologiya-obrazovatelnoy-sredy-podhody-k-proektirovaniyu-i-monitoringu (дата обращения: 05.09.2019).